Реформа Елены Глинской 1535-1538 гг. "Московки" и "новгородки"
Инициированная матерью Ивана Грозного Еленой Глинской денежная реформа была мерой вынужденной: политическое "собирание земель русских" вокруг московского центра требовало унификации денежного обращения. Усилиями нескольких великих князей государство менее чем за век выросло в несколько раз, внутренняя торговля и сношения с соседними странами становились все интенсивнее. Однако сильно мешал тот факт, что одновременно в обращении находились монеты, которые чеканили едва ли не в каждом княжестве.
Самыми ходовыми были "московки" и "новогородки", выпускаемые в двух крупнейших экономических центрах страны. "Новгородки", к слову, были полновеснее и московские шли к ним в расчете 2 к 1.
Разные по весу и составу гривны, полтины и копейки осложняли расчеты между купцами, вдобавок разнобой в монетных номиналах развязывал руки фальшивомонетчикам. Буквально за пару лет до реформы Глинской по стране прошел целый ряд процессов против портивших монету дельцов. Традиционной мерой наказания для них тогда был расплавленный металл, который заливали мошенникам в глотку.
Точка была поставлена февральским указом 1535 года о замене старых монет новыми, подписанный именем пятилетнего государя Ивана Васильевича. За основу новой монеты были взяты серебряная копейка-"новгородка" весом 0,68 грамма, деньга-"московка" весом 0,34 грамма и полушка в 0,17 грамма. Рубль теперь стоил две полтины или 10 гривен ( = 100 копеек, 200 денег или 400 полушек).
Чеканка монеты стала госмонополией, позволив властям жестче контролировать качество рублей и гривенников. Три года спустя старые монеты полностью ушли из оборота.
Результат не заставил себя ждать: денежная унификация стала гарантией развития торговли в Московском государстве, да и вообще экономики. Кстати, благодаря реформе Глинской на реверсе мелкой монеты навсегда установилось стандартное изображение - "князь велик на коне имея копье в руце ... оттоле прозвашеся деньги копейные". До этого, князь иногда изображался с саблей, а деньга звалась "сабленицей".
Реформа Е.Канкрина 1839-1843 гг. Лекарство от девальвации
Необходимость денежной реформы 1839-1843 года была продиктована двумя основными факторами. Во-первых, это был активный рост экономики Российской империи, получившей доступ к собственной добыче золота и серебра (до этого достаточно долго монета чеканилась из серебра, привезенного из германских княжеств). Вторая причина была менее позитивной: долго ходившие в обращении бумажные ассигнации сильно девальвировались из-за расходов, связанных с наполеоновскими войнами и войнами с Османской империей.
Оздоровить российский рубль было поручено министру финансов Егору Канкрину, именем которого и названа была денежная реформа. Грамотный финансист предложил создать новую кредитную систему, основанную на серебряном монометаллизме: за серебром закреплялась роль полноценного и единственного платежного средства.
Реформа прошла в несколько этапов. На первом были запущены в оборот депозитные билеты достоинством 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Они на 100 процентов были обеспечены серебром и, в отличие от выводившихся из оборота девальвированных ассигнаций, пользовались доверием у населения. Для оживления спроса на депозиты властями даже был пущен слух о скором запрете обращения серебряной монеты, после чего серебро стали массово обменивать в кассах на свежеотпечатанные "депозитки".
На втором этапе были изъяты из обращения ассигнации, депозитные и кредитные билеты старого образца. Их заменили депозитными и кредитными билетами образца 1843 года.
Привязка к твердому курсу серебряного рубля усилила позиции бумажных денег, которые до этого непрерывно девальвировались, а также изменила отношение населения к медной монете. Их номинал стали указывать в серебряном эквиваленте, из-за чего на медяках 1839-1843 года появились абсурдные по смыслу надписи "2 копейки серебром", "3 копейки серебром" и т.д.
Успешная реформа укрепила рубль и дала толчок развитию отечественной промышленности, но, увы, ненадолго. Неудачная Крымская война 1853-1855 года стала сильным ударом для народного хозяйства и свела на нет все результаты работы Егора Канкрина. Его преемникам на посту министра финансов пришлось решать эту задачу заново.
Реформа С.Витте 1895-1897 гг. Золотой рубль
Своеобразным продолжением работы Канкрина стала реформа еще одного министра финансов Российской империи Сергея Витте. Предпосылки реформы были схожие: экономика страны ослаблена недавней войной (на этот раз - русско-турецкой), объемы импорта превышают экспорт, Госбанк для погашения бюджетного дефицита печатает ничем не обеспеченные казначейские билеты, погасить инфляцию не удается.
Чтобы стабилизировать рубль, Витте решил привязать его не к серебру, как Канкрин, а к золоту. Рассматривался вариант и биметаллической привязки к золоту и серебру одновременно, как было сделано во Франции, но в итоге выбор остановили на более дорогом металле.
В 1895 году Витте представил Комитету финансов план о разрешении проведения сделок золотыми монетами, которые могли обращаться наряду с серебром и кредитными билетами. Золотом же обеспечивались и все внешние государственные займы, что сразу же повысило гарантии кредиторов.
3 января 1897 года вышел царский указ "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет". Новые деньги менялись на старые по курсу 1 к 1,5, кроме того, был введен свободный размен золота на кредитные билеты.
Золотое "наполнение" рубля оживило экономику: темпы прироста внутреннего валового продукта достигли 12 процентов, одного из самых высоких в мире показателей. Баланс между импортом и экспортом изменился в пользу последнего. Уже через три года после начала реформы золотое обеспечение рубля составило 168 процентов.
"Я совершил денежную реформу так, что население России совсем и не заметило ее, будто ничего не было. И не единой жалобы, ни единого недоразумения со стороны людей, - писал позже министр. - Денежное обращение России приведено в порядок и поставлено столь же твердо, как в тех государствах, где эта отрасль народного хозяйства издавна находится в образцовом состоянии".
Золотой рубль Витте был гарантом стабильности отечественной экономики аж до Первой мировой войны.
Реформа 1922-24 гг. "Совзнаки" и "червоные банкноты"
Разрушенная Первой мировой и Гражданской войнами экономика Советской республики к началу 1920-х годов не могла остановить галопирующую инфляцию. "Рубль можно считать знаменитым хотя бы потому, что количество рублей превысило квадрильон", печально констатировал на конгрессе Коминтерна Владимир Ленин. При этом, большая часть дореволюционного золотого запаса страны была в руках белочехов, Колчака, Каледина, а экономика, как отмечали зарубежные аналитики "подпитывалась только продукцией печатных станков, натуральными сборами по разверстке и налогу, отчуждением фабрикатов национализированной промышленности".
Инициатором реформы, укрепившей советский рубль, стал нарком финансов Григорий Сокольников, а консультантами - приглашенные в Наркомфин специалисты: экс-министр земледелия и землеустройства царской России Николай Кутлер и бывший банкир Владимир Тарновский. Они предложили, временно сохраняя в хождении "совзнаки" (так называлась денежная единица Советской России), начать выпуск параллельной валюты в банковских билетах, так называемых "золотых банкнотах". В истории они остались советскими червонцами. Четверть их банковского обеспечения составляли драгметаллы и твердая иностранная валюта, а остальные 75 процентов - ликвидные на рынке товары, краткосрочные векселя и гособязательства.
Поддерживаемый правительством курс червонца быстро похоронил "совзнак". Его курс по отношению к червонцу стал падать и весной 1924 года "совзнак" стали выводить из обращения. Последние "совзнаки" шли к червонцу по курсу 50 000 к 1.
Вскоре, новая валюта СССР была допущена на зарубежные рынки, правда, для этого властям пришлось поступиться принципами. Европейские страны отказывалась принимать монеты с советской символикой и поэтому для внешнеторговых операций в 1925-1927 годах на Ленинградском монетном дворе чеканили золотые 5- и 10-рублевки образца Николая II.
Реформа 1947 г. Удар по спекулянтам
Необходимость срочной денежной реформы после Великой Отечественной войны советское руководство объяснило борьбой с фальшивками, массово наштампованными в Германии в 1941-1944 годах, и с расплодившимися спекулянтами. В обоих случаях реформа принесла заметную пользу. Кроме того, планировалось уменьшись объемы денежной массы, выросшей за время войны с 18 до 73 миллиардов рублей, то есть в четыре раза.
Для этого в декабре 1947 года было принято постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары". На первый взгляд, реформа выглядела простой деноминацией. В течение недели Госбанк СССР должен был произвести обмен денежной наличности на новые рубли из расчета 10 старых рублей к 1 новому.
А вот вклады в сберкассы индексировались в зависимости от суммы: до 3000 рублей - один старый рубль к одному новому, от 3000 до 10 000 - три к двум, а свыше 10 000 - два к одному. Таким образом, владельцы небольших вкладов никак при этом не страдали, а вот потенциальные обладатели "нетрудовых доходов" теряли свои накопления.
Удержать в тайне подробности запланированной реформы не удалось, и за две недели до объявленного срока в МВД уже были отмечены массовые "случаи, когда вкладчики изымают крупные вклады (30-50 тысяч рублей и выше), а затем эти же деньги вкладывают более мелкими вкладами в другие сберкассы на разных лиц". Кроме того, резко вырос спрос на мебель и велосипеды, меха и пианино, часы и ювелирные изделия, алкоголь и продукты питания длительного срока хранения.
Параллельно была отменена карточная система, а также были снижены цены на хлеб, муку, макароны, крупу и пиво. В итоге покупательная способность средней зарплаты гражданина СССР заметно выросла, а экономика страны избавилась от избыточной денежной массы.