В Российской государственной детской библиотеке прошла встреча дискуссионного клуба конкурса "Новая детская книга". Тема: "Любовь к чтению - откуда берется и можно ли привить?". Этот вопрос обсудили: заведующий отделом рекомендательной библиографии РГДБ Алексей Копейкин, гендиректор издательства "Росмэн" и Председатель жюри конкурса "Новая детская книга" Борис Кузнецов, писатель Ая Эн, филолог и педагог Екатерина Асонова.
За несколько недель до дискуссии издательство "Росмэн" провело опрос на эту тему среди аудитории своих интернет-сообществ, детских библиотек и родительских порталов. Конечно же, большинство респондентов хотят, чтобы их дети читали, потому что чтение способствует общему интеллектуальному развитию и получению информации (93%), воспитанию и формированию личности (96%) и от чтения можно получать удовольствие (70%). О том, какими способами они действуют, почти единогласно сошлись на том, что эффективнее всего прививать любовь к чтению собственным примером (97%), систематически читать дома с ребенком (77%).
Однако 41% опрошенных считают, что любовь к чтению - это предрасположенность каждого конкретного ребенка. На что Борис Кузнецов заявил, что подобная позиция не более чем попытка переложить свою ответственность. "Это какой-то фатализм, выраженный в проявлении слабости. Относительно этого вопроса я социал-дарвинист: чтение - это привычка, социально-воспитываемая привычка. И это мое мнение прекрасно иллюстрирует один опрос, проведенный в 1970-е годы и совсем недавно, в 2010 году, где людей спрашивали, читают ли они семьей. Результат: в первом случае читало практически 80% семей, а во втором - только 7%!"
Сегодня дети вместо того, чтобы исследовать бумажную книгу, охотнее тянутся к экрану планшета, и довольно быстро находят с ним общий язык. Проблема ли это? Чешские ученые говорят, что да. Дети, которые сначала познакомились со всевозможными гаджетами, уже вряд ли заинтересуются бумажной книгой. И, как следствие, все детство проведут перед экраном, а это в свою очередь приведет к ряду нарушений процесса восприятия и усвоения информации. Такие дети, как правило, не могут на чем-то долго концентрировать свое внимание. Как относиться к этой информации, дело каждого отдельного родителя. Вот что говорит по этому поводу Екатерина Асонова: "Я не верю в любовь к чтению, я не понимаю, что это за явление. Чтение - это инструмент, то, что помогает жить, это получение информации в первую очередь, а потом уже может какое-то удовольствие. Книгой чтение не ограничивается. Те люди, которые, по нашему мнению, не читают, потому что не выходят из книжного магазина с огромными сумками, могут получать наслаждение от оперы или быть художниками и считывать зрительные изображения. Новые технологии не мешают чтению, дети спокойно переходят с экрана планшета на бумагу".
До чего "договорились" эксперты? Что учить читать, прививать культуру чтения, создавать возможности для чтения нужно. Но не надо давить на ребенка, заставлять, мотивировать умными словами. Ребенок любопытен и хочет чувствовать свою силу, поэтому Ая Эн посоветовала начинать самостоятельное чтение ребенка с больших книжек, где много картинок и мало текста. Прочитав такую книгу, ребенок почувствует, что совершил подвиг, а так как ему было не так трудно, ему захочется его повторить.