- Мы вошли в тройку регионов, полностью внедривших стандарт работы исполнительных органов власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. А именно состояние этого климата теперь будет приоритетным критерием для выделения финансовой помощи от федерального центра. Такую концепцию распределения средств предложил президент России Владимир Путин в очередном послании парламенту, - напомнил Гордеев. - Соответственно, нам надо обеспечить развитую инфраструктуру.
Успехи в этой сфере уже есть. Так, в Воронежской области за пять лет значительно (в 1,7 раза) увеличились объемы строительства - по данному показателю регион находится на седьмом месте в России. За минувшую пятилетку объем вложений в воронежскую экономику удвоился, обеспечив региону шестое место в стране по темпам роста инвестиций в основной капитал. Аналогичную позицию область занимает в рейтинге по критерию рискованности инвестирования: чем ниже риски, тем выше положение в перечне, с 2009 года удалось подняться на 17 пунктов. Кроме того, по словам Алексея Гордеева, регион входит в десятку лидеров по качеству условий, созданных для предпринимателей.
Стоит упомянуть еще один национальный "хит-парад" - обнародованный в феврале рейтинг готовности регионов России к государственно-частному партнерству. Его разработали эксперты Центра развития ГЧП, исходя из трех основных характеристик: наличие отлаженной системы управления государственно-частными проектами, опыт их реализации, достаточный уровень кредитоспособности и информационной открытости субъекта РФ. Первое место с большим преимуществом занял Санкт-Петербург, 11-е - Москва. Между ними плотно сгруппировались Татарстан, Воронежская, Ярославская, Тульская, Белгородская, Нижегородская, Вологодская, Калужская и Новосибирская области.
Наталья Зубаревич, профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики (Москва), эксперт программы развития ООН:
- Надо биться за нормальный прозрачный механизм поддержки регионов. Сегодня сложилась развращающая практика, когда руководство субъектов федерации вынуждено заниматься не столько развитием своих территорий, сколько кабинетными играми. Дело в том, что перечень федеральных субсидий очень обширный. И распределяются они по регионам вручную, конкретными людьми в министерствах. А нужно сделать большинство субсидий счетными - привязать их к объективным показателям. Конечно, есть регионы, которые и в этих условиях стараются развиваться, закладывая в бюджет весомые суммы на развитие национальной экономики - строительство дорог, трубопроводов и так далее. Воронежская область, мощно нарастив расходы на инфраструктуру, в 2013 году подтянулась по этому признаку в верхний эшелон регионов, где находится, например, Белгород. В принципе это правильно - надо было догонять развитые субъекты РФ. Но, к сожалению, в условиях экономических санкций, которыми нам грозят европейские страны, столь серьезные вложения в повышение инвестиционной привлекательности становятся и фактором риска. Мы просто можем не получить такой поток иностранных инвесторов, на какой рассчитывали.