Законопроект с такими поправками в Жилищный кодекс на днях рассмотрит Госдума. В минстрое считают, что лицензирование заставит управленцев учиться и поможет, наконец, навести порядок в этой "черной коммунальной дыре". Но у проекта немало критиков. Эксперты настаивают, что заложенный в ЖК принцип ответственности собственника за свое жилье будет нарушен, как и право выбирать (и, если нужно, менять) управдома, квартплата вырастет, а качество услуг не улучшится.
До сих пор управдом далеко не всегда "друг человека". Приводить примеры из жизни можно до бесконечности: общедомовая доля платежей за свет и тепло может быть чуть ли не такой же, как за квартиру, а в подъезде при этом темно и холодно; за вывоз мусора деньги берут, а ящики постоянно переполнены. Конечно, не все работают плохо, да и причины могут быть объективными - поддерживать в порядке изношенный фонд очень сложно. Но пока все усилия законодателей направлены не на упрощение условий работы управляющих, а на усиление контроля.
"За ошибки, низкую квалификацию и злоупотребления недобросовестных управдомов расплачиваются жители, - считает глава профильной комиссии Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева. - Но отстранить от работы их сложно, жилинспекциям не хватает для этого полномочий". Лицензирование, по ее мнению, даст такие возможности.
Правда, и сегодня, согласно ЖК, собственники квартир имеют право самостоятельно выбрать управляющую организацию, утвердить размер платы за содержание жилья и, если компания работает плохо, расторгнуть с ней договор. "Но граждане часто не могут эффективно использовать эти возможности - слишком сложна процедура проведения собраний, - считает ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. - Вот и нынешний законопроект направлен не на усиление прав собственников, а на культивирование отдельных жалобщиков в домах, не на сплочение коллективов жителей, решающих, как управлять домом, а на перекладывание этого на чиновников. Но смогут ли и заинтересованы ли чиновники навести порядок без собственников? Уверен, что нет".
Законопроект предусматривает, что договоры управления, как и работ по содержанию и ремонту общего имущества в домах, собственники жилья смогут заключать только с организациями, получившими лицензию. Причем это касается любых видов работ по дому. Нанимаешь дворника, меняешь окна в подъезде? Работы, прямо скажем, несложные. Но без лицензии нельзя. Штраф нарушителям - от 300 до 500 тысяч рублей. Между прочим, для проектирования или строительства дома (дела куда более серьезные) лицензии не нужны.
Потерять лицензию, а значит, и бизнес, будет не сложно. Два строгих предписания со стороны госжилнадзора по приведению домов в порядок, не выполненные в течение двух месяцев, - и дом вычеркнут из приложения к лицензии. Теоретически это не плохо - управляющие должны будут стараться. Но... Жилье наше в массе своей далеко от "надлежащего состояния" (да и четких нормативов, определяющих, когда состояние "надлежащее", а когда нет, тоже не существует). Управлять новыми домами легко, просто, выгодно, пока собственники "спят" и не торгуются по размеру платы. Старые дома, понятно, управляющим уже не нужны. А те компании, которые сегодня согласны их обслуживать за адекватные деньги, явно попадают в невыгодную ситуацию. Да к тому же еще и потенциально коррупционную. Потому что очевидно, что все дома поголовно невозможно привести в порядок ни за два месяца, ни за два года. Управляющие оказываются заложниками заведомо невыполнимых требований чиновников. Законопроект это противоречие только усиливает. Тем более что в некоторых случаях к "солидарной" ответственности могут привлечь и Госжилинспекцию. Значит, инспекторы будут страховаться и "призывать к ответу" управляющих "про запас".
"В таких условиях даже добросовестный управдом рискует потерять лицензию в любой момент из-за проблем в изношенных домах. Это неминуемо приведет к массовому отказу управления в старом и ветхом жилье. Ну не самоубийцы же предприниматели!" - говорит директор некоммерческого партнерства "Симбирский дом" Григорий Николаев.
А глава профильного комитета Госдумы Галина Хованская замечает: то, что законопроект приравнивает к управляющим легально созданные ТСЖ, управляющие небольшим количеством домов, принципиально не верно. Председателям ТСЖ тоже предлагается сдавать квалификационные экзамены. Фактически нормальная работа ТСЖ осложняется. А вот не соответствующие закону "стодомовые" ТСЖ, созданные искусственно, таким образом легко легализовать.
Но и это еще не все. Законопроект устанавливает, что если в течение года с "плохим" управдомом расторгают договоры собственники более чем в 15% обслуживаемых домов, то она также теряет лицензию. При этом собственники остальных 85% домов (даже если с их жильем все в порядке, и работой управдома они довольны) лишаются права иметь договорные отношения с этой управляющей организацией.
"Законопроект предусматривает в таких случаях, что другую управляющую компанию назначает муниципалитет и он же устанавливает размер платы за содержание и текущий ремонт жилья. То есть мнение собственников задвигается в угол, а возможность поставить на денежный поток "карманную" фирму у местных чиновников становится более чем простой, - констатирует Дмитрий Гордеев. - Кстати, тут заложен еще один "подводный камень". Дом, управляемый непосредственно собственниками, может быть переведен в форму управления "управляющей организацией", а это означает введение коллективной ответственности. То есть из-за недобросовестных плательщиков (тех, кто не ставит приборы учета, сдает квартиры неучтенным жильцам, подключается помимо счетчика) коммунальные ресурсы попадают в разряд общедомовых, и плата перераспределяется на всех соседей".
"В нынешнем виде законопроект невыгоден ни жителям, ни добросовестным управляющим, - говорит руководитель жилсектора ИЭГ Ирина Генцлер. - Собственники лишаются права самостоятельно установить размер платы за содержание дома и сами выбрать управляющую организацию. За них это будет делать муниципалитет".
Собственники лишаются всяких рычагов управления домом, это будут делать уже органы местного самоуправления. Значит, нелояльные местным администрациям предприниматели будут вытеснены, конкуренция уменьшится. Выгоден такой подход только крупным управляющим, как правило, афиллированным с местными органами власти, и ресурсоснабжающим организациям. Тарифы в результате вырастут, а вот качество услуг - вряд ли".