На круглом столе, посвящённом долгам в ЖКХ, экспертов больше беспокоили государственные социальные объекты и бизнес-структуры, которые нельзя отключить из соображений безопасности.
Чтобы улучшить ситуацию с долгами Галина Хованская предлагала в два раза увеличить размер пени - до одной 170-ой ставки рефинансирования Банка России от суммы долга за каждый день просрочки. В свою очередь Минстрой рассматривает возможность лишать граждан права проведения сделок с имуществом, если по нему имеются коммунальные долги.
Однако юристы считают, что эта мера может принести самые большие неприятности добросовестным гражданам, которые попали в сложную ситуацию и продают имущество, чтобы быстро расплатиться по долгам или направить деньги на лечение. "Учитывая далеко не идеальную работу управляющих компаний, порой человек, не допускающий накопления долгов за коммунальные услуги, не может оперативно получить справку об отсутствии задолженности, - рассказала партнёр правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" "РГ" Елена Полеонова. - Думаю, что идея должна быть очень серьёзно проработана.
К слову, долги по потребительским кредитам также доходят до отметки в 500 млрд рублей, однако аналогичных предложений от банковского сообщества не поступает. Судя по всему, управлять портфелями просроченных долгов они умеют лучше, и существующих правовых механизмов для них достаточно.
В то же время, по мнению исполнительного директора НП "ЖКХ "Развитие" Алексея Макрушина, для разных категорий неплательщиков нужны разные подходы. Так, для должников среди населения действенными мерами могут оказаться отключение электричества, увеличение пени. А для управляющих компаний - совершенствование системы расчётов и выделение сбытовых расходов на поставу коммунальных ресурсов, Для ресурсоснабжающих организаций - формирование экономически обоснованных тарифов.
"Последние годы тарифы у нас росли неравномерно - повышались по ниспадающей: газ, электроэнергия, тепло, вода, - пояснил Макрушин. - В результате этого водоснабжение и водоотведение стало планово убыточным, ежегодно теряя по 10 миллиардов рублей". Ровно на эту сумму тариф не покрывает расходы водоканалов по водоснабжению и канализованию.
В итоге водоканалы встали перед выбором: либо незаконно поднять стоимость куба воды для потребителей, либо недоплачивать энергетикам и газовикам. Из дилеммы "тюрьма или долги" выбрали второе". В данной ситуации можно сколько угодно ужесточать ответственность водоканалов за оплату электроэнергии, но долгов от этого меньше не станет.
По мнению Алексея Макрушина, ФСТ и Минэкономразвития должны выровнять данный перекос, иначе долги предприятий друг другу будут только нарастать. В итоге это приведёт к массовому банкротству водоканалов.
Сейчас же самые высокие прибыли среди "ресурсников" у энергетических компаний, которые оказались в выигрыше не только потому, что им щедрее посчитали тарифы, но еще и потому, что они ведут с потребителями расчёты напрямую, имея при этом возможность оперативно отключать должников. Этими преимуществами не могут похвастать поставщики остальных услуг.