Как выглядели привычные бытовые приборы на заре своего появления

В этом году исполнилось 100 лет первой лаборатории Philips, появившейся в голландском Эйндховене. Там были изобретены новые лампы накаливания, радиоприемники, телевизоры, аудиокассеты и компакт-диски, ставшие революционными для своего времени.

"РГ" предлагает вспомнить, как выглядели привычные нам сегодня бытовые приборы на заре своего появления.

Лампы

Свой бизнес компания Philips начала с производства ламп накаливания, которые в начале XX века были скорее модной технической новинкой, нежели повседневным бытовым прибором. В 1913 году началось производство лампы Halfwatt, ее отличала спираль из вольфрама и использование газа внутри колбы. Однако массовой она не стала, и через два года компания выпустила ее более популярный уменьшенный вариант - лампу Arga. Такое название она получила за счет использования в ней инертного газа аргон, уменьшавшего скорость испарения металлический нити.

В 1933 году была выпущена одна из первых современных ламп накаливания Bi-Arlita с уплотненной двойной спиралью. Это позволило значительно увеличить ресурс приборов освещения. В них вместо инертного газа использовались пары натрия, из-за которых свечение получалось желто-оранжевым. Поэтому такие лампы в основном использовали для уличного освещения, общих мест, но не в жилых помещениях.

В будущем совершенствование приборов освещения продолжилось, появились уже хорошо знакомые нам люминесцентные лампы, а производители соревновались в их экономичности, экологичности и так далее. А Philips помимо своих разработок уже в конце XX века порадовала вот такой рекламой.

Радиоприемники

Первый радиоприемник Philips появился в 1927 году и по внешнему виду динамика напоминал скорее граммофон. Он работал только в УКВ-диапазоне, а в ходе испытаний смог передать звуковое сообщение на коротких волнах на рекордное расстояние - из Голландии в Индонезию (тогда - Голландскую Ост-Индию).

Спустя несколько лет в продажу поступила популярная тогда модель приемника Chapel, которая благодаря дизайну выглядела весьма футуристично. Вместе с тем, Chapel был куда ближе к современным представлениям о бытовом радио, прародитель нынешней аудиотехники в нем легко угадывается.

Позже компания освоила и другие направления - магнитолы для автомобилей, портативные приемники, бумбоксы и даже радио, встроенное в холодильник.

Телевизоры

Одновременно с радио Philips начала разработку первых телевизоров. Изначально в основу был положен диск Нипкова, названный так в честь немецкого изобретателя, жившего в XIX-XX веках. Это механическое устройство позволяло как сканировать, так и построчно воспроизводить изображение. В 1928 году свет увидел первый телевизор Philips, показывающий картинку из 48 линий на крошечном экране.

В начале 1960-х компания представила свой первый цветной телевизор. Любопытно, что продаваться он начал сначала за рубежом - в Северной Америке, где раньше, чем в Европе запустили цветное телевещание.

Аудиокассеты и CD

В 1963 году компания выпустила первую в мире компактную аудиокассету с магнитной пленкой, которая по сути стала стандартом. Кассеты не меняли свой вид на протяжении нескольких десятилетий и знакомы большинству ныне живущих людей. Вместе с ними появились и магнитофоны, автомагнитолы, диктофоны и другая близкая к современной аудиотехника. Чуть позже подобная технология стала использоваться и для записи видео.

Еще одна революция в записи и хранении информации произошла в начале 1980-х, когда Philips совместно с компанией Sony представили первый CD. В первую очередь по сравнению с популярными тогда грамм-пластинками поражал радикально меньший размер носителя. Любопытно, что тогда его хватало только на 60 минут музыки, но со временем технология многократно совершенствовалась. Эта новинка также стала мировым стандартом.

Мелкая бытовая техника

В 1939 году появилась первая в мире электробритва с вращающимися головками  - Philishave. По одной из версий, первоначально они были побочным продуктом от производства ламп накаливания. Однако рачительные инженеры придумали, как можно пустить их в дело.

Начиная с 1950-х годов, следуя за потребительским бумом в странах Запада, компания активно включилась в конкуренцию за выпуск домашней бытовой техники. Утюги, холодильники, стиральные машины, а также компактные кофемолки появились в миллионах семей.