Пилотажные группы есть более чем в трех десятках стран. Некоторые хорошо известны любителям воздушных шоу. К примеру, американские "Блю Энджелс" на F\A-18 и "Тандербердз" на F-16А, французские "Патруль Де Франс" на Alpha Jet, итальянские "Фречче Триколори" на МВ -339, британские "Рэд Эрроуз" на "Хоках" можно увидеть на всех главных авиавыставках и салонах планеты. Летают эти пилоты действительно классно. Но пилотируют они либо учебно-тренировочные самолеты, либо специально изготовленную для воздушных показов технику.
Единственным исключением были и остаются российские летчики из подмосковной Кубинки - "Русские витязи" на тяжелых истребителях Су-27 и "Стрижи" на боевых МиГ-29. Их самолеты отличаются от собратьев в авиационных частях ВВС разве что яркой расцветкой да соответствующими надписями на фюзеляжах. Случись что, эту технику и летчиков Центра имени И.Н. Кожедуба можно смело посылать в бой. Причем на самые ответственные участки фронта. В этом тоже особенность "кубинцев": помимо изучения фигур высшего пилотажа они постоянно занимаются плановой учебой. Как и их коллеги в строевых полках сдают зачеты на боевое применение и знание техники, подтверждают классную квалификацию, проводят учения.
Но основная служба пилотов - все же участие в отечественных и мировых авиашоу. "Витязям" рукоплескали в десятках стан мира - от США и Великобритании до Голландии и Китая. Восхищаться есть чем, потому что больше никто не выполняет групповой высший пилотах на тяжелых истребителях. Суммарный вес группы из шести самолетов достигает почти 150 тонн, а если сложить вместе их крылья, то общий размах потянет на 75 метров - считай, целое футбольное поле. А теперь представьте, какое надо иметь мастерство, чтобы из этих "тяжеловесов" выстраивать в небе фигуры из двух, четырех, пяти и шести Су-27. Не просто выстраивать, а крутить петли Нестерова, "бочки", выполнять виражи на форсаже, то есть предельной скорости. Один "колокол" на встречных курсах чего стоит! Выглядит этот маневр так. Два истребителя одновременно уходят ввысь и замирают, слегка вибрируя, в самой верхней точке. Завершают свое выступление "Витязи", как правило, роспуском "тюльпана". Группа самолетов в сомкнутом строю одновременно разлетается в разные стороны. Когда наблюдаешь за этим маневром с земли, действительно кажется, что в небе в считанные мгновения расцвел фантастический цветок. Свои пилотажные фигуры "Витязи" выполняют на скоростях 800-900 километров в час, на высотах от 60-70 метров до полутора километров. При этом расстояние между самолетами исчисляется метрами.
И еще один удивительный факт. Летчики из Кубинки сумели "впрячь" в одну воздушную упряжку тяжелые Су-27 и относительно легкие фронтовые истребители МиГ-29. На Параде Победы 9 Мая москвичи и гости столицы уже не раз любовались пролетом "большой девятки" - над Красной площадью проносился небесный ромб из четырех МиГ-29 пилотажной группы "Стрижи" и пятерки Су-27. Эта уникальная фигура получила название "Кубинский бриллиант". Однажды командир "Сухих" (группу тогда возглавлял Игорь Ткаченко) поздравил ветеранов с их праздником прямо из кабины своего истребителя.
Сейчас в Кубинке, где базируются обе группы, практически каждый день идут тренировочные полеты. Прославленные асы выполняют одиночный и групповой пилотаж, отрабатывая выполнение фигур в воздухе до автоматизма. Чтобы попасть в группу, строевым летчикам необходимо проделать большой путь. Только после двух-трех лет обучения пилот сможет выполнять демонстрационные полеты в составе группы. Желательно, чтобы это был летчик первого класса. Это значит, что его налет на различных типах самолетов должен оставлять не менее 800 часов.
Недавно командир "Русских витязей" полковник Андрей Алексеев рассказал, в этом году пилотажную группу пополнят три новых летчика, а количество самолетов в ней вернется к шести. Пока "витязи" показывают свое шоу на пяти истребителях. На 2014 год у группы запланировано несколько выступлений в России и за рубежом. Но сейчас все кубинские пилоты активно готовятся к Параду Победы. Совместные тренировки "Русских витязей" и "Стрижей" растянутся на весь апрель и начало следующего месяца. Что же касается праздничного пролета 9 Мая, то над Красной площадью летчики снова покажут знаменитый "Кубинский бриллиант".