Они предлагают также в три раза расширить возможности для перехода к упрощенной системе налогообложения. В Госдуму внесли два законопроекта, которые фактически предлагают вернуть многие элементы государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса, действовавшие в 1995-2005 годах.
Есть идея - воссоздать единый орган по разработке госполитики в сфере малого и среднего бизнеса и фонды по его поддержке - федеральный, региональные и муниципальные. Они должны предоставлять льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, а также выступать в качестве залогодателей и поручителей по обязательствам компаний.
Для увеличения числа малого и среднего бизнеса, работающего по "упрощенке", нужно повысить втрое два норматива: показатель дохода организации за 9 месяцев (с 45 до 150 миллионов рублей) и размер остаточной стоимости основных средств (со 100 до 300 миллионов), считают в Госдуме.
Если мы не можем добиться снижения налоговой нагрузки, то надо по крайней мере иметь гарантии, что хуже не будет, сказал в беседе с корреспондентом "РГ" вице-президент "Деловой России" Николай Остарков, положительно оценивший инициативу. Гарантированная в этом смысле неприкосновенность будет способствовать тому, чтобы люди планировали начать свой бизнес или расширить существующий. С точки зрения государства такая "бронь" вполне реальна. Развитие малого и среднего бизнеса должно стать стратегией и проектом. Иначе говоря, проектный подход нужно усилить, считает Остарков. И это направление госполитики должно быть персонифицировано. Ответственным не обязательно должен быть руководитель, скажем, специального федерального агентства или комитета, как предлагают депутаты, но и заместитель министра экономического развития. А вот законопроект о расширении круга предприятий, пользующихся "упрощенкой", вряд ли удастся реализовать, полагает эксперт. Скорее, это следующий шаг. Хотя принципиально и он ситуацию не изменит, потому что налоговая нагрузка все равно останется высокой.
"Мое личное убеждение состоит в том, что есть определенный уровень налоговой нагрузки, при котором бизнес начнет выходить из тени. Цифра эта, а она может варьироваться по отраслям, поддается расчетам, но аналитики наших министерств таких подсчетов не проводят, а наша наука им в этом не помогает. Хотя без этого вряд ли возможна разумная налоговая политика. Потому что повышение налогов даже на один процент может привести к отрицательным последствиям", - предупреждает Остарков. Сейчас мы ушли от рациональной налоговой нагрузки не так далеко, полагает он. При ставке единого социального налога в 26 процентов даже в условиях кризиса конца 2000-х мы видели тенденцию выхода бизнеса из тени. Это значит, что, установив налоги на отметке в 24-25 процентов, мы можем реанимировать этот процесс, уверен Николай Остарков.