10.04.2014 23:08
    Поделиться

    Вышла книга детской писательницы Ирины Краевой "Баба Яга пишет"

    Ирина Краева "Баба Яга пишет", Лимбус Пресс, 2014

    Ирина Краева не только детский писатель и обладатель престижной Международной литературной премии имени Владислава Крапивина (за сказочную повесть "Тим и Дан, или Тайна Разбитой коленки"). Она еще и педагог, и наш коллега - журналист.

    На ежегодном конкурсе "Новая детская книга" в прошлом году Краева стала лауреатом 2-й премии в номинации "Истории сказочные и не только..." - за повесть "Колямба, внук Одежды Петровны". Можно сказать, что первую премию тогда она не получила разве что случайно: с первым лауреатом они шли, как говорится, ноздря в ноздрю. Многие члены жюри признавались, что просто влюбились в ее историю про Колямбу. И вот этим летом она будет выпущена в издательстве "РОСМЭН". А сегодня в книжных магазинах вы уже найдете книгу "Баба Яга пишет".

    Искать стоит в разделе детской литературы. Впрочем, ее место определено не совсем верно. Маленькая повесть и два рассказа, вошедшие в издание, - это чтение не совсем "для детей". Если и для деток, то для думающих, ищущих ответы на важные и сложные жизненные вопросы с самых ранних лет. В сущности - это книга о детстве.

    Первый рассказ, давший название сборнику - "Баба Яга пишет", построен на переписке бабушки и внука. Живут они в разных концах планеты: бабушка в Москве, а десятилетний Аджей в Колорадо. Бабой Ягой бабушку прозвал зять (а чего еще от них, зятьев, ждать?). Аджей строчит письма по-русски и объясняет папиными словами, почему: "это рационально, т.к. можно будет не платить переводчикам, когда стану боссом". В коротких письмах бабушка рассказывает своему "оранжевому мальчику" про блокаду Ленинграда, которую пережила, про семейные корни... Ненавязчиво, легко, полушутя и между прочим втолковывает мальчишке, что в жизни ценно на самом деле - даже если и не очень "рационально".

    Однажды она получает письмо, в котором внук излагает прямо-таки декларацию об ответных санкциях на случай, если папа с мамой отказываются покупать собаку: "Я сказал: если три сына плюс один собачий ребенок - это не так опасно. Папа сказал: у нас с мамой аллергия на собаку. Мы с Анандом решили, что этот диагноз нарушает наши права. Но пока не стали подавать на них в суд, а лечим маленькими дозами. Когда мы ужинаем, Амин хрюкает под столом, как собачий ребенок, кушает натуральный корм Innova. Когда мама и папа выключат свет в спальне, я вою, как ньюфаундленд у дяди Тома. Ананд раскладывает кошкину шерсть на ковре в большой комнате. Ее продает за 2 доллара Бритни. Ее персидская Марта волосатая, как мамонт, из-под шерсти мяу не слышно. Недавно мы засунули в микроволновку мамину тапочку и включили. Когда мама ее увидела, она решила: тапочку жевала очень страшная собака Баскервилья. Скоро засунем в микроволновку вторую тапочку, фен и миксер. Мама и папа уже привыкают к собачьему ребенку"...

    Рассказ чудесно передает речь мальчишки, для которого русский язык не совсем родной, и хочется плыть и плыть в этих волнах детских фантазий... Увы, Бабе Яге придется улететь однажды - навсегда. А внукам придется пережить первую потерю близкого человека...

    Следом идет повесть "И попрыгать на воле" - об озорной девчушке, которая на нескольких страницах переживет и первую свою жестокость, и первую любовь, и ее неожиданную потерю. А венчает книгу рассказ "Соловьиный сад" - опять о поисках взаимопонимания поколений: о внуке, который искренне сочувствует любимому дедушке, которого все время пилит бабушка...

    Истории в книге, возможно, чуточку грустные - но грусть эта в книге Ирины Краевой добра и светла. Герои у нее и хулиганисты, и смешны, и вдумчивы. Прелесть в том, что детство в этой книге - самое подходящее время, чтоб научиться различать все настоящее: будь то беда или счастье. Да, и, конечно же, - как с ними справляться. И со свалившейся бедой, и с нахлынувшим счастьем.

    Поделиться