Глав шести регионов СЗФО могут уволить за долги

Минфин разработал законопроект, позволяющий увольнять губернаторов, если долги региона превышают 10 процентов его бюджета. Кому из глав регионов в СЗФО грозит отставка в случае, если соответствующие изменения будут внесены в Бюджетный кодекс, разбирался корреспондент "РГ".

Дефолт отменяется

Суммарный объем госдолга всех субъектов РФ по итогам за 2013 год увеличился на 28,6 процента и на 1 января 2014 года составил свыше 1,7 триллиона рублей. В ситуации с неприятными финансовыми перспективами оказалась почти половина регионов СЗФО, где неплатежи превышают 50 процентов от собственных доходов бюджета. К числу проблемных, в частности, относятся Архангельская область (67,8 процента), Калининградская (73,7), Новгородская (78,5), Псковская (92,8), Карелия (90,7), а также Вологодская область, которая по уровню долговой нагрузки (105,3 процента) попала в семерку российских регионов-аутсайдеров. На фоне группы риска более благополучными выглядят Ленинградская и Мурманская области, где соотношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляет соответственно 16,6 и 36,9 процента, не говоря уже о живущем за свой счет Ненецком автономном округе, он единственный такой на всю страну. Самодостаточным является и Санкт-Петербург с низким уровнем долговой нагрузки (5,1 процента), таких в стране тоже немного. Так что же будет со злостными должниками? Дойдет ли дело до отставок? Большинство экспертов сходятся во мнении, что вряд ли большой госдолг может стать основанием для санкций, ведь причины закредитованности регионов разные.

С введением выборности губернаторов минфин предложил ужесточить их ответственность за управление общественными финансами

- К примеру, Калининградская область влезла в долги, чтобы развивать инфраструктуру и привлекать инвесторов, а Вологодская "просела" из-за демпинговых мер, примененных зарубежными странами к продукции сталелитейной промышленности, - говорит директор Института реформирования общественных финансов (ИРОФ) Владимир Климанов. - Тогда областной бюджет потерял годовые доходы, а потом проблемы нарастали уже, как снежный ком. Это новая ситуация, и многие не понимают, как ее исправить.

Во всяком случае, глава Бюджетного кодекса о введении временной финансовой администрации в регионе, находящемся в преддефолтном состоянии, не применялась ни разу. Ни один назначенный президентом глава региона с "потолочным" госдолгом не был отстранен от распоряжения финансами.

Но с введением выборности губернаторов минфин предложил ужесточить их персональную ответственность за управление общественными финансами, усилить контрольные и карательные функции. И это правильно, считают эксперты ИРОФ, потому что нельзя допускать дефолта даже в отдельно взятом регионе, так как это отразится на суверенном кредитном рейтинге РФ и чревато потерями для национальной экономики, а не только для конкретного региона.

Оздоровление финансов

Минфин разработал ряд мероприятий, которым должны следовать губернаторы, чтобы избавиться от долговой нагрузки. В частности, руководители регионов должны ужесточить контроль над состоянием госдолга и принять комплекс мер по недопущению его предельного объема. Часть от общей задолженности регионов приходится на муниципальные образования. Долги муниципалитетов, за исключением входящих в состав Псковской области, перевалили за два миллиарда рублей. Но абсолютными "рекордсменами" остаются местные самоуправления Калининградской области - накопленные ими неплатежи по банковским займам, бюджетным кредитам, ссудам, госгарантиям составляют 8,4 миллиарда рублей. Чтобы решить многолетнюю проблему, региональные власти пошли на реструктуризацию долгов и частичное их списание.

- Мы детально рассмотрели положение в каждом муниципалитете, чтобы не получилось, что тот, кто позволял себе "жить широко", набрав кредитов, оказался в выигрыше по сравнению с бережливым, - пояснил калининградский министр финансов Виктор Порембский. - Фактически осталось погасить около 400 миллионов рублей.

Калининграду, на котором висит больше половины общего муниципального долга, предстоит более длительная процедура "оздоровления". Принесла результаты и замена дотаций районам на дополнительный норматив по НДФЛ - в местные бюджеты по итогам за 2013 год поступило 547 миллионов рублей. На 12 процентов по сравнению с 2012-м увеличился объем полученных муниципалитетами налоговых и неналоговых доходов и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а самое главное - больше чем на четверть увеличились расходы местного самоуправления на капитальные вложения.

Долговой профиль

В Карелии на исполнение бюджета-2013 сильно повлиял уход "Карельского окатыша" в консолидированную группу плательщиков, из-за чего республиканский бюджет недосчитался 2,5 миллиарда рублей налога на прибыль. Несмотря на режим экономии, госдолг вырос и составил почти 14 миллиардов рублей.

- Это "некомфортная" для бюджета величина, - заявил министр финансов Карелии Игорь Усынин, - но она распределена по срокам погашения (так называемый долговой профиль) до 2019 года.

Власти решили сделать упор на республиканские ценные бумаги, которые высоко котируются у инвесторов. Выпуск облигаций, как рассчитывают специалисты, позволит добиться минимальной стоимости заимствований на открытом рынке. Аналитики уверены: чтобы добиться роста и собирать налоги, нужно выполнять собственные инвестиционные программы, потому что бизнес не придет на территорию без инфраструктуры.

В Вологодской области тоже провели работу по оптимизации бюджетных расходов: отказались практически от всех региональных льгот, укрупнили муниципальные образования, чтобы вывести на бездотационный уровень, сократили чиновничий аппарат. Меры экономии, как следовало из отчета за 2013 год, принесли в казну 2 миллиарда рублей.

Оптимизация непервоочередных трат бюджета, конечно, важна, но она не способна, по мнению экспертов ИРОФ, оздоровить финансовую систему, поскольку основные статьи расходов формируют денежные потоки, которые идут на обеспечение деятельности госучреждений, зарплату бюджетникам, текущие их нужды. Результат очевиден: Вологодчина остается в рейтинге финансовой безопасности на одном из последних мест. Почти половина ее долга в 31,8 миллиарда рублей составляют непогашенные банковские кредиты. На обслуживание долга в текущем году требуется 2 миллиарда рублей. Губернатору опять пришлось выступать просителем в Москве. Минфин обещал выделить кредит в 1 миллиард рублей на покрытие дефицита, о чем сообщил глава области. Сокращение федеральных трансфертов и грядущие карательные санкции должны стимулировать губернаторов заниматься расширением налоговой базы, повышением финансового менеджмента. По данным минфина, доля налоговых и неналоговых поступлений в суммарном объеме доходов в бюджетах таких регионов, как Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская области и НАО, составляет от 80 до 90 процентов, в Вологодской, Новгородской, Архангельской, Калининградской областях, Карелии и Псковской области - от 54 до 75 процентов.

Комментарий

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов (Москва):

- Проблема госдолга субъектов РФ очень актуальна. Ограниченность решений в наращивании доходов и сокращении расходов вынуждает регионы проводить адекватную долговую политику. Но возможностей для маневров у местных властей гораздо меньше, чем у федерального центра. Поэтому давлением на губернаторов, чтобы они увеличили налоговую базу для насыщения регионального бюджета и сняли остроту вопроса, не получится изменить ситуацию. Учитывая социальные обязательства, определенные майскими указами президента РФ, большая часть субъектов сократила до критического минимума прочие расходы, и резервы отыскать сложно. Но они есть. Пример тому - опыт Ленинградской области. Создавая индустриальные парки, здесь сделали ставку на привлечение средних предприятий, которые в совокупности могут дать существенную прибавку в областную казну. Санкт-Петербург и та же

Ленобласть смогли нарастить доходы отчасти еще и потому, что заполучили из Москвы "крупную рыбу". Но решить таким образом проблемы всем регионам не удастся, если они начнут переманивать друг у друга основных налогоплательщиков и не будут создавать условий для развития новых производств, генерирующих доходы.

В структуре госдолга растет доля краткосрочных заимствований у банков для ликвидации кассовых разрывов и поддержания ликвидности, что приводит к дополнительной долговой нагрузке на региональные бюджеты. На федеральном уровне это понимают и пытаются что-то изменить, правда, пока в каком-то полупилотном режиме через систему федерального казначейства замещают дорогостоящие банковские кредиты дешевыми бюджетными. Другим способом снижения долговой нагрузки является выпуск облигаций. Однако в структуре долга доля ценных бумаг невелика, в регионах и муниципалитетах, к сожалению, разучились правильно оценивать ситуацию для того, чтобы пойти на заимствования на открытом рынке. Между тем это значительно облегчило бы им долговое бремя. Объемы средств, которые идут сегодня на обслуживание долга, пугают. Он сам по себе огромный, и оказывается еще и весьма дорогим.