Напомним, по стандарту для началки стали учиться первоклашки, которые пошли в школу в 2011 году. И, по идее, переход на новые стандарты средней и старшей школы должен быть постепенным. Но некоторые учебные заведения уже фактически работают по новым стандартам не только в начальной школе, но и, допустим, в средней.
А вот старшеклассников учить уже гораздо сложнее. Дело в том, что предметы для них делятся по уровням - на углубленный и базовый, и некоторые дисциплины изучаются по желанию. Стандартом предусмотрены сдача обязательного ЕГЭ не только по русскому языку, математике, но и по иностранному языку и возможность выбирать уровень ЕГЭ в зависимости от уровня изучаемого предмета. При этом итоговую аттестацию по некоторым предметам можно будет пройти в 10-м классе, а в расписании появляются такие новые предметы, как, например, "Россия в мире".
В новом стандарте для старшей школы шесть предметных областей, которые являются обязательными. Но это вовсе не значит, что придется изучать все предметы из этих областей. Кроме того, есть семь дополнительных дисциплин, включая астрономию, историю родного края, дизайн, и индивидуальный проект.
Больше всего эксперты спорят по поводу предметов "Россия в мире", "Русский язык и литература" ( именно в таком, совмещенном виде) и "Естествознание". По мнению многих педагогов, больше всего скажется новый стандарт на естественнонаучных дисциплинах - физике, химии, биологии. В старших классах можно будет выбрать один из них для обязательного изучения. Или общий предмет "естествознание". Неизменными для всех будут только "Русский язык и литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физкультура", "ОБЖ". Всего в учебном плане не должно быть больше 9-10 предметов. Из них 3-4 могут изучаться углубленно.
Что получается, если выпускник выбрал к шести обязательным предметам информатику и экономику, то из области "естественные науки" он сможет взять только одну дисциплину, например, физику, оставшись без биологии и химии? А если захочет изучать физику, химию, биологию, то останется без информатики, географии, экономики, обществознания?
ЕГЭ пока на уровни не разделен, но госэкзамен по иностранному языку в пробном режиме уже сдают многие школьники. Более того, ЕГЭ по языкам может стать обязательным в 2015 году.
Один из самых сложных вопросов - новые учебники, рассчитанные на разные уровни знаний и тесты ЕГЭ, которые тоже надо готовить иначе. Пока эта работа только-только начинается. В прежнем перечне учебников были пометки для книг, которые соответствуют стандартам для начальной и средней школы. Но учебники для старшей школы оставались прежними, без деления на уровни. Нового перечня пока нет, хотя в проекте документа книги для старшей школы делились на базовый и профильный уровни.
С заданиями для ЕГЭ тоже пока нет ясности: как будут выглядеть тесты, они ведь должны быть "привязаны" к программам и учебникам? Когда и где будет апробация новых заданий? Как оценивать ответы учеников базового и профильного уровня? Ставить 100 баллов за задачку из шестого класса, если ты освоил математику на базовом уровне, или все же только 30? Можно ли поступать в вуз, если ты почти все главные предметы освоил только на базовом уровне? Вопросов по-прежнему много.