16.04.2014 10:17
    Поделиться

    Великая среда Страстной недели: Иисус, грешница и Иуда

    В Великую среду Страстной недели в храмах вспоминают грешницу и Иуду.

    Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска

    Глава Евангелия от Матфея, рассказывающая о событиях Великой среды, начинается словами Иисуса, сказанными Его ученикам - двенадцати апостолам. "Вы знаете, - предупреждает апостолов Иисус, - что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий будет предан на распятие". Странно, но апостолы будто не слышат этого страшного предостережения. Почему? С одной стороны, прошло всего четыре дня, как Иисуса торжественно, с царскими почестями, приветствовали жители Иерусалима, апостолы люди, а нам всем хочется верить в лучшее.

    С другой стороны, события последней недели земной жизни Иисуса развиваются с такой стремительной скоростью, что их просто трудно осознать. В это же время, когда Иисус произносит перед Своими учениками эти слова предупреждения, во дворе первосвященника Каиафы собираются иерархи церкви и старейшины народа - на совет. Они обдумывают, как им погубить Христа. В итоге решают взять Иисуса хитростью и убить. Только не в праздник иудейской Пасхи, когда будет много народа - первосвященникам и старейшинам не хочется доводить дело до смуты. Но ведь для того, чтобы подлый план осуществился, кто-то должен предать Спасителя. Евангелие очень сдержанно, но предельно точно описывает механизм предательства: только факты. Предатель нашелся - его имя станет для человечества символом подлого поступка. Но до того, как Иуда пришел к первосвященникам с предложением выдать Иисуса, произошло еще одно знаковое событие, и о нем тоже говорят сегодня в храмах.

    В третий день Страстной недели во время богослужения вспоминают, как в доме Симона прокаженного, куда Христос пришел в гости, грешница омыла слезами ноги Иисуса и возлила Христу на голову драгоценное миро. Миро - по-гречески "благовонное масло", представляет собой особую смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол, всего 50 компонентов. Миром в те времена не только помазывали царственных особ, но и умащивали тела умерших перед погребением. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению. Ученики, увидев, что грешница возлила на голову Иисуса миро, вознегодовали. "К чему такая трата? Это миро можно было бы продать за большую цену, а деньги отдать нищим!" Но, читаем мы в Евангелие: "Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала". Так и случилось: мы вспоминаем эту безымянную грешницу, сердцем почувствовавшую, предстоящую смерть Христа.

    И дальше в Евангелие от Матфея стоит многозначительное слово "Тогда". "Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам, - читаем мы, - и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его".

    Вот и все, что сказано о предательстве Иуды. Можно строить множество предположений, почему ученик Иисуса, один из двенадцати, пошел на это. Но если мы внимательно отнесемся к хронологии изложения событий в Евангелие, мы поймем, что Иудой двигали два порока - зависть и жадность. Эти качества, кстати, часто связывают с именем вселенски известного предателя.

    Кроме описанных отрывков из Евангелия, в Великую Среду во время Литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до Праздника Святой Троицы, поклоны в храме отменяются - это тоже имеет свой смысл. Земной поклон показывает, что мы, люди, грехом ниспали на землю. А отмена земных поклонов во время Богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи, и напоминает нам о том, что Воскресение Христа стало прообразом будущего века.

    На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться.

    Поделиться