16.04.2014 19:33
    Поделиться

    В уральском ресторане появится электронное меню

    Мобильные технологии меняют лицо общепита
    Уже в апреле в одном из ресторанов Екатеринбурга появится первое электронное меню. По оценкам аналитиков, инновация позволит увеличить оборот на 25 процентов, объем выручки - на 30. И к тому же сведет к минимуму вероятность ошибки или грубости персонала.

    Участники проекта пока не раскрывают ни название ресторана, ни сумму затрат. Правда, пообещали пригласить журналистов на запуск системы, чтобы они могли лично убедиться в удобстве нового общепитовского девайса и собрать отзывы посетителей.

    Официант со стилусом

    Надо сказать, что за рубежом eMenu на базе сенсорных терминалов рестораторы успешно применяют уже с десяток лет. Наиболее активно его осваивают в Японии, Израиле, Великобритании, Франции, Голландии, США и ЮАР. Самая распространенная разновидность eMenu - электронные блокноты для официантов. По сути это переходная форма, где выбор еды осуществляется по старинке, с помощью бумажного буклета, а вот оформляется заказ прямо у столика с помощью портативного коммуникатора.

    При полном самообслуживании роль официанта сведена к минимуму. Клиент сам выбирает блюда с помощью вмонтированного в стол сенсорного экрана или планшета. Электронное меню, помимо ярких фотографий и цен, содержит полную информацию о составе и сочетаемости блюд и даже видеоролики о том, как их готовят. Достаточно просто перетащить выбранные позиции в "корзину". Официанту остается лишь проверить заказ и переслать на кухню. Аналогичным способом можно потребовать счет.

    Наконец, третий вариант интерактивного взаимодействия гостя с рестораном - мобильное приложение. Оно устанавливается на телефон и позволяет забронировать столик заранее, еще до прихода в кафе, заказать блюда, оформить их доставку. Как правило, такие программы включают блок лояльности, позволяющий копить бонусы, оставлять отзывы, узнавать своевременно об акциях.

    Wi-Fi на десерт

    Российские заведения HoReCa (сфера индустрии гостеприимства, от английских слов hotel, restaurant, cafe - прим. ред.) проявили интерес к подобным новшествам еще до кризиса 2008 года, однако практическому внедрению тогда помешала дороговизна "железа" и дефицит русифицированных приложений. К 2014-му ситуация изменилась. Сегодня существует порядка 30 программ типа "Электронное меню" и "Мобильный официант" для iOS и Android, внедряются они пока преимущественно в городах-миллионниках.

    В Екатеринбурге уровень автоматизации ресторанной сферы, по разным оценкам, достигает 80 процентов, однако охватывает она в основном учет продуктов. Всего в 20 точках общепита официанты вооружены коммуникаторами и установлены интерактивные терминалы на кухне.

    На электронные меню среднеуральские рестораторы заглядывались уже года два, но все никак не решались. Причина - высокая стоимость подобных проектов. Так, покупка 10 планшетов в антивандальных чехлах обойдется в 160 тысяч рублей, сенсорный монитор для стационарной установки над столом - 40-50 тысяч, профессиональная фотосессия блюд - 12-15 тысяч. Добавьте сюда расходы на Wi-Fi, причем для электронного меню точек доступа нужно больше и они должны быть мощнее, чем обычная гостевая сеть, чтобы сигнал не пропадал во время передвижения официанта по залу, - выходит кругленькая сумма в 400-500 тысяч рублей. У альтернативных проектов с собственной радиоволной ценник тоже начинается от 400 тысяч. Разработчики систем уверяют, что расходы на автоматизацию окупаются за 4-6 месяцев, но для большинства кафе и баров это очень значительная сумма.

    Столик в обороте

    Рано или поздно каждое заведение общепита сталкивается с ситуацией, когда в зале сидят голодные клиенты, повара торопятся и срывают зло на официантах, а те мечутся меж двух огней и толпятся в очереди к платежному терминалу.

    - Допустим, зона обслуживания официанта - четыре стола, все их заняли одновременно, значит, до кухни заказ первых посетителей дойдет минут через 15, - рассуждает Кирилл Худяков, региональный менеджер компании-производителя коммуникаторов. - Сократив период оформления заказа и выписки счета до 1-2 минут, ресторатор может повысить оборачиваемость столов на 35 процентов, средний чек - на 25 процентов.

    Среди других преимуществ электронного меню - возможность в режиме нон-стоп удалять или добавлять блюда, менять дизайн в соответствии с сезоном или какими-то событиями, размещать контекстную рекламу.

    Также новинка, по отзывам рестораторов, позволяет экономить на кадрах. В среднем фонд оплаты труда сокращается на 15 процентов, да и сама перманентная смена персонала уже не кажется катастрофой.

    - Во-первых, благодаря автоматизации его требуется меньше. Во-вторых, отпадает необходимость в подробном инструктаже новичков: планшет сам выдаст клиенту максимум информации на нескольких языках, что особенно актуально для городов с большим турпотоком. Базу данных можно отсортировать по типам блюд, способу приготовления, цене, калорийности, выделить национальную или вегетарианскую кухню, - комментирует Евгений Найдин, участник екатеринбургского проекта еMenu.

    Сфера применения электронного меню, по мнению участников рынка, достаточно широка: это могут быть не только рестораны, но и небольшие бары, отели, кафе быстрого обслуживания, VIP-кинозалы, закрытые пляжи и SPA-салоны.

    Улыбка не отменяется

    Вместе с тем эксперты предостерегают рестораторов от тотальной автоматизации. В первую очередь новшествам будут сопротивляться сотрудники, получающие чаевые. Чтобы еMenu не стало мощным демотиватором, необходимо пересмотреть структуру премиальных, привязав их к количеству заказов, сделанных через мобильный девайс. В конце концов можно поэкспериментировать с концепцией Waiter runner, широко использующейся в Европе: официант-"звезда" постоянно находится в зале, общается с гостями, рекомендует блюда. Остальные его коллеги по сути выполняют роль носильщиков блюд, уборщиков столов и т. п.

    По мнению Михаила Кандаурова, директора консалтингового агентства, наиболее ощутимый эффект от электронных технологий получают крупные заведения общепита и сети. Маленьким кафе, где трафик незначительный, вполне подойдет обычная форма обслуживания - внимательный, предупредительный официант как основной инструмент продаж. При этом он должен быть лояльным ко всем и всегда в хорошем настроении, а это непросто. К тому же к концу смены сказывается усталость и тут будут полезны интерактивные подсказки об акциях, спецпредложениях. Система станет постоянно напоминать сотруднику: "Предложи закуску к пиву, десерт к кофе...".

    - Предполагаю, что сначала новинка заинтересует и потребителей, и персонал, потом может последовать этап отторжения, но на третьем уровне собственник добьется своего: кросс-продажи будут производиться на автопилоте, - уверен Михаил Кандауров.

    Кстати

    Даже в екатеринбургских кафе пока нечасто встретишь линейный персонал, владеющий английским. По словам Владимира Боликова, заместителя главы администрации города по вопросам потребительского рынка и услугам, из более чем 2000 точек общепита только 200 используют меню на английском, при том, что в этой сфере работают 50 поваров из стран дальнего зарубежья, представлены 34 национальные кухни. Замглавы надеется, что ситуация изменится к Чемпионату мира по футболу 2018 года - хотя бы в центральных районах мегаполиса.

    Поделиться