Телесериал о женщине-поэте начала прошлого века - для нашего времени это вполне возможно. Тем более что страстей в жизни таких женщин хватит на несколько сезонов. Анна Ахматова, помнится, уже была в эпизоде в сериале про Анну Герман. Ее там играла Юлия Рутберг.
Художественный фильм и про Цветаеву и про Ахматову тоже был снят. Он назывался "Луна в зените" (режиссер Дмитрий Томашпольский, 2007 год): четыре серии, по мотивам неоконченной пьесы Ахматовой "Пролог, или Сон во сне". Марину Цветаеву в нем играла Наталия Фиссон.
Ранее была художественная лента "Очарование зла" режиссера Михаила Козакова. В ней говорилось о жизни русской эмиграции в Париже в начале 30-х годов ХХ века. Роль Марины Цветаевой исполняла Галина Тюнина.
Работа над фильмом "Зеркала" режиссера Марины Мигуновой длилась по нынешним временам довольно долго - шесть лет. Премьера фильма Марины о Марине состоялась летом прошлого года на московском кинофестивале. Потом фильм показали ранней осенью на "Московской премьере" и еще на некоторых киносмотрах. Перед прокатом устроили премьеру в доме-музее Марины Цветаевой.
Примет ли широкий зритель фильм и каково его значение? Станет ли он обязательным для просмотра, к примеру, старшеклассниками и студентами литературных вузов? Что за работа получилась - для образования, для души или для того и другого?
В фильме есть показательный диалог между двумя сотрудниками НКВД, которые следят в Чехии за Сергеем Эфроном. Один из них рассуждает, мол, это ничего, что жена ему (Эфрону) изменяет, все женщины такие. "Вот моя спит с тобой. Думаешь, я не знаю?" - говорит он своему напарнику. Но у Эфрона все гораздо хуже. "У него жена - поэтесса!" - заключает он. Это словно продолжение фразы из начала фильма. Там сестра Эфрона, глядя на стремительно развивающиеся отношения Цветаевой с ее братом, произносит: "Скорее бы все это закончилось! Она же людей ест!".
Жить с поэтессой, которая все время во власти рифм, чувств и страстей, действительно очень сложно - это и пытаются показать авторы фильма. Особенно когда на дворе непростые времена - война, холод, эмиграция, нищета… Женщина-поэт чувствует себя хорошо только когда она находится в состоянии любви - настоящей или придуманной - не суть. Важно, что ей необходимо быть на грани обостренных чувств. Она говорит, что думает и чувствует, и доводит до исступления, слез и попыток суицида своих близких и знакомых. При этом мучается сама.
"Мариночка, выпили ли вы свое успокоительное?" - робко интересуется перед сном Сергей Эфрон. Больной исстарадавшийся человек, который уже не в состоянии переносить бури в душе и в поведении жены. Точно так же, как меняется амплитуда страстей героини, маятником колеблется и линия сценария. Он крайне неравномерен. Есть сцены, которые завораживают, а есть такие, которые кажутся лишними. Похожая ситуация и с кастингом. Странен, например, как выбор Евгения Князева на роль Бориса Пастернака, так и сам Пастернак в таком исполнении.
Действие фильма происходит в разных странах и городах: в Москве, Париже, Праге и Коктебеле. Если ничего не знать о Марине Цветаевой и смотреть эту картину, что называется, с чистого листа, школьникам, к примеру, то получилось вполне себе телесериальное произведение в рамках полного метра с соответствующей работой гримеров, художников, художников по костюмам… (операторская работа и музыка - резко выпадают из этого ряда). Если бы не одно "но". И имя ему - Виктория Исакова. Можно сказать, что актриса и ее дуэт с Романом Полянским (играет Сергея Эфрона) определяют этот фильм.
Исакова показывает весь внутренний путь души женщины-поэта. Той, для которой главное - ее внутренняя правда, чистое ощущение, умение правильно чувствовать. Она играет сильную женщину, рядом с которой слабыми кажутся все - мужчины, дети, писатели, чиновники, полицейские, большевики…Пастернак рядом с ней - запутавшийся несмышленыш. Да что люди - век, время кажутся слабыми рядом с ней. С точки зрения сценария и режиссуры в фильме есть один сильный, хотя и не новый прием (он часто используется в детективных сериалах), когда показано, как Цветаева замечает детали происходящего. Видит все в своих картинках и все в своем цвете. У каждой из частей фильма при этом - свое цветовое решение. Так в кадре в конце фильма, как видение поэта, может возникнуть гигантский конь, возвышающийся над захолустным местечком. Так, правда, это кажется перегибом, в фильме возникает момент-видение, когда вытекающая из снесенной головы кровь заливает все вокруг… К концу картины Исакова играет уже не просто Цветаеву, а воплощение судеб женщин того времени. В ней вдруг возникает нечто ахматовское, что-то от Зинаиды Гиппиус, от других…Собирательный образ женщины-поэта серебряного века, продолжившей свою жизнь и творчество при кровавом режиме. Иногда кажется, что ее героиня прошла через пытки и лагеря…
Фильм этот интересно смотреть, наверное, с литературоведом, которые после сеанса в состоянии объяснить, что означает камушек, вдруг возникший во время знакомства Цветаевой и Эфрона, показать, как именно "перевоплотилась" в стихи жизнь героини. Не так много стихов Цветаевой звучат в фильме. И это хорошо. В данной картине это было бы неорганично. Она рассчитана на аудиторию, которая больше привыкла к телевосприятию. И после просмотра создается впечатление, что Юрий Арабов здесь выступил неким "сценарным доктором", помогая усовершенствовать довольно нецветаевскую по духу текстовую основу фильма. Арабов не один значится в титрах - по поводу него написано "при участии". Автор сценария - его ученица, она же - поэт Анастасия Саркисян. Но когда поэт пишет сценарий о поэте, получается много эмоций и вещей, понятных только на уровне ощущений и, видимо, только поэтам. Поэтому на сегодняшний день можно сказать, что все же и о Цветаевой, и об Ахматовой лучше пока получаются фильмы документальные. Среди них есть довольно сильные. И тем, кто учится и хочет лучше понять поэтов, предпочтительнее пока показывать именно их.