23.04.2014 23:18
    Поделиться

    В прокат вышел фильм "Зеркала" о жизни Марины Цветаевой

    Пока Марина Цветаева еще не стала героиней телесериала, о ней снят художественный фильм.

    Телесериал о женщине-поэте начала прошлого века - для нашего времени это вполне возможно. Тем более что страстей в жизни таких женщин хватит на несколько сезонов. Анна Ахматова, помнится, уже была в эпизоде в сериале про Анну Герман. Ее там играла Юлия Рутберг.

    Художественный фильм и про Цветаеву и про Ахматову тоже был снят. Он назывался "Луна в зените" (режиссер Дмитрий Томашпольский, 2007 год): четыре серии, по мотивам неоконченной пьесы Ахматовой "Пролог, или Сон во сне". Марину Цветаеву в нем  играла Наталия Фиссон.

    Ранее была художественная лента  "Очарование зла" режиссера Михаила Козакова. В ней говорилось о жизни русской эмиграции в Париже в начале 30-х годов ХХ века. Роль Марины Цветаевой исполняла Галина Тюнина.

    Тем не менее авторы картины "Зеркала", которая выходит в прокат  24 апреля, объявляют, что их фильм - первый художественный  о Марине Цветаевой.  Они имеют на это право, потому что фильм от начала и до конца посвящен Марине Ивановне. И в нем пунктиром показана вся ее жизнь со времен ее знакомства с молодым Сергеем Эфроном. Фильм "Зеркала" был номинирован на самые престижные российские кинопремии: на "Нику" и на "Золотого орла". Немало громких имен фигурирует в титрах. Сценарий сделан при участии Юрия Арабова. Композитор - Алексей Айги. Оператор - Сергей Мачильский. В роли Марины Цветаевой - востребованная и популярная актриса Виктория Исакова, которую широкий зритель узнал и полюбил по работе в таких фильмах, как "Оттепель", "Остров", "Братья Карамазовы" и других.

    Работа над фильмом "Зеркала" режиссера Марины Мигуновой длилась по нынешним временам довольно долго - шесть лет. Премьера фильма Марины о Марине состоялась летом прошлого года на московском кинофестивале. Потом фильм показали ранней осенью на "Московской премьере" и еще на некоторых киносмотрах. Перед прокатом устроили премьеру в доме-музее Марины Цветаевой.

    Примет ли широкий зритель фильм и каково его значение? Станет ли он обязательным для просмотра, к примеру, старшеклассниками и студентами литературных вузов? Что за работа получилась - для образования, для души или для того и другого?

    В фильме есть показательный диалог между двумя сотрудниками НКВД, которые следят в Чехии за Сергеем Эфроном. Один из них рассуждает, мол,  это ничего, что жена ему (Эфрону) изменяет, все женщины такие. "Вот моя спит с тобой. Думаешь, я не знаю?"  -   говорит он своему напарнику. Но у Эфрона все гораздо хуже. "У него жена - поэтесса!" - заключает он. Это словно продолжение фразы из начала фильма. Там сестра Эфрона, глядя на стремительно развивающиеся отношения Цветаевой с ее братом, произносит: "Скорее бы все это закончилось! Она же людей ест!".

    Жить с поэтессой, которая все время во власти рифм, чувств и страстей, действительно очень сложно - это и пытаются показать авторы фильма. Особенно когда на дворе непростые времена - война, холод, эмиграция, нищета… Женщина-поэт чувствует себя хорошо только когда она находится в состоянии любви -  настоящей  или  придуманной - не суть. Важно, что ей необходимо быть на грани обостренных чувств. Она говорит, что думает и чувствует, и  доводит до исступления, слез и попыток суицида своих близких и знакомых. При этом мучается сама.

    "Мариночка, выпили ли вы свое успокоительное?" - робко интересуется перед сном Сергей Эфрон. Больной исстарадавшийся человек, который уже не в состоянии переносить бури в душе и в поведении жены. Точно так же, как меняется амплитуда страстей героини, маятником колеблется и линия сценария. Он крайне неравномерен. Есть сцены, которые завораживают, а есть такие, которые кажутся лишними. Похожая ситуация и с кастингом. Странен, например, как выбор Евгения Князева на роль Бориса Пастернака, так и сам Пастернак в таком исполнении.

    Действие фильма происходит в разных странах и городах: в Москве, Париже, Праге и Коктебеле. Если ничего не знать о Марине Цветаевой и смотреть эту картину, что называется, с чистого листа, школьникам, к примеру, то получилось вполне себе телесериальное произведение в рамках полного метра с соответствующей работой гримеров, художников, художников по костюмам… (операторская работа и музыка - резко выпадают из этого ряда). Если бы не одно "но". И имя ему - Виктория Исакова. Можно сказать, что актриса и ее дуэт с Романом Полянским (играет Сергея Эфрона) определяют  этот фильм.

    Исакова показывает весь внутренний путь души женщины-поэта. Той, для которой главное - ее внутренняя правда, чистое ощущение, умение правильно чувствовать. Она играет сильную женщину, рядом с которой слабыми кажутся все - мужчины, дети, писатели, чиновники, полицейские, большевики…Пастернак рядом с ней - запутавшийся  несмышленыш.  Да что люди - век, время кажутся слабыми рядом с ней. С точки зрения сценария и режиссуры в фильме есть один сильный, хотя и не новый прием (он часто используется в детективных сериалах), когда показано, как Цветаева замечает детали происходящего. Видит все в своих картинках и все в своем цвете. У каждой из частей фильма при этом - свое цветовое решение. Так в кадре  в конце фильма, как видение поэта, может возникнуть гигантский конь, возвышающийся над захолустным местечком. Так, правда, это кажется перегибом, в фильме возникает момент-видение,  когда вытекающая из снесенной головы   кровь заливает все вокруг… К концу картины Исакова играет уже не просто Цветаеву, а воплощение судеб женщин того времени. В ней вдруг возникает нечто ахматовское, что-то от Зинаиды Гиппиус, от других…Собирательный образ женщины-поэта серебряного века, продолжившей свою жизнь и творчество при кровавом режиме. Иногда кажется, что ее героиня прошла через пытки и лагеря…

    Фильм этот интересно смотреть, наверное, с литературоведом, которые после сеанса в состоянии объяснить, что означает камушек, вдруг возникший во время знакомства Цветаевой и Эфрона, показать, как именно "перевоплотилась" в стихи жизнь героини. Не так много стихов Цветаевой звучат в фильме. И это хорошо. В данной картине это было бы неорганично. Она рассчитана на аудиторию, которая больше привыкла к телевосприятию.  И после просмотра создается впечатление, что Юрий Арабов здесь выступил неким "сценарным доктором", помогая усовершенствовать довольно нецветаевскую по духу текстовую основу фильма. Арабов не один значится в титрах - по поводу него написано "при участии". Автор сценария - его ученица, она же - поэт Анастасия Саркисян. Но когда поэт пишет сценарий о поэте, получается много эмоций и вещей, понятных только на уровне ощущений и, видимо, только поэтам. Поэтому на сегодняшний день можно сказать, что все же и о Цветаевой, и об Ахматовой лучше пока получаются фильмы документальные. Среди них есть довольно сильные. И тем, кто учится и хочет лучше понять поэтов, предпочтительнее пока показывать именно их.

    Что посмотреть?
    Документальные фильмы о Марине Цветаевой
    "Мне девяносто лет, еще легка походка…" документальный фильм Марины Голдовской 1989 года. Он - об Анастасии Цветаевой  и ее воспоминаниях о Марине Ивановне.
    "Цветаева Марина. Роман ее души". Режиссер  Татьяна Малова,  2002 год.
    "Страсти по Марине". Режиссер Андрей Осипов, 2004 год (премия "Ника" за лучший документальный фильм 2004 года).
    "Вдохновенная Марина". Режиссер  Ольга Нифонтова, 2008 год.
    "Парижская элегия. Марина Цветаева". Режиссер Александра Свинина, 2009 год.
    Поделиться