23.04.2014 23:36
    Поделиться

    Джон Керри отметил сложность современной внешней политики

    Госсекретарь рассказал о планах дипломатии США на ближайшие годы
    США в отличие от времен "холодной войны" сегодня уже не могут допускать серьезных просчетов во внешней политике, рассчитывая на экономическое и военное доминирование. Такую точку зрения выразил госсекретарь США Джон Керри на состоявшейся в Вашингтоне презентации плана работы внешнеполитического ведомства на ближайшие годы под названием "Четырехлетний обзор дипломатии и развития".

    Керри заметил, что "во времена "холодной войны" лидерам было не так сложно принимать решения, как сейчас. По его мнению, вариантов было меньше, они были проще и понятнее: коммунизм или демократия, Восток или Запад, "железный занавес" и великая линия раздела. Многое было подчинено этой силе биполярного мира". "Тогда США могли позволить себе принимать ошибочные решения и все равно оставаться в выигрыше, поскольку во многом были единственной и доминантной экономической и военной силой в мире, - поностальгировал госсекретарь. - Сегодня это не так, есть развивающиеся государства, поэтому внешняя политика должна быть эффективной".

    "Теперь приходится прокладывать свой путь через гораздо более сложный и быстроменяющийся мир, сталкивающийся с такими угрозами, как рост религиозного экстремизма, радикальных идеологий", - посетовал госсекретарь, приведя в качестве примера "высвободившиеся на Ближнем Востоке силы, включая радикальный ислам". Важным фактором, влияющим на политику, он назвал "прогресс последних лет в возможностях общения и обмена мнениями людей в режиме реального времени, мгновенно и круглосуточно".

    Керри признал, что дипломатия США сталкивается со сложностями на Украине, в Сирии, на Ближнем Востоке

    С одной стороны, Керри признал, что американская дипломатия сегодня "сталкивается со сложностями на Украине, в Сирии, на Ближнем Востоке". А с другой, в качестве примера успехов США во внешней политике привел "усилия по вывозу химического оружия из Сирии и переговоры по ядерной программе Ирана". Интересно, что госсекретарь выделил эти направления. Но ведь именно по ним США и Россия достаточно конструктивно взаимодействовали, и Москва, с которой Вашингтон нынче замораживает все отношения, внесла и продолжает вносить существенный вклад в эти переговорные процессы.

    В детали того, какой именно будет внешняя политика США на указанных направлениях в дальнейшем, госсекретарь вдаваться не стал, заметив, что "документ не претендует на то, чтобы охватить все в подробностях, и сфокусирован на основных вызовах". "Он призван стать программой для успеха США. Нам следует думать о том, как проецировать свою мощь, с тем чтобы добиваться великих целей и защищать свои интересы, - обозначил он. - Мы должны быть гибкими и быстро приспосабливаться под условия".

    Не обошлось и без упоминания американской исключительности. В трактовке госсекретаря "США исключительны не потому, что считают себя таковыми, а потому, что совершают исключительные поступки". "И мы должны продолжить делать это", - заключил он.

    Кстати, первая "четырехлетка" для внешнеполитического ведомства была подготовлена в 2010 году с подачи бывшей тогда госсекретарем США Хиллари Клинтон. В документе предполагалось анализировать план работы и задачи госдепартамента и Агентства международного развития США в ближне-, средне- и долгосрочной перспективах.

    Прямая речь

    Джимми Картер, экс-президент США:

    Я поддерживаю общение с Джоном Керри, зачастую по электронной почте.  У него было нелегкое время, когда приходилось очень многое делать самому. Я знаю из личного опыта, что лучший способ для США утвердиться в качестве посредника - это принимать активное участие в процессе.  В этом плане, когда Клинтон занимала пост госсекретаря, она предприняла немного усилий для развития мирного процесса. Только Джон Керри, заняв пост, возобновил работу по важным и ключевым направлениям. Я бы не хотел раскрывать содержание сообщений, которые отправлял Керри. Но я предостерегал его, что, формулируя основы работы, не стоит уклоняться от исторически сложившихся норм международного права, которые США всегда соблюдали… Думаю, что пересмотр основ ООН, которые приняты при всеобщем согласии, будет шагом назад… Присоединение Крыма было неизбежно. Не думаю, что США или Европа могли сделать что-то, чтобы предотвратить это. Я надеюсь и верю в то, что президент России Владимир Путин не будет использовать военную силу на востоке Украины. У него есть возможность задействовать другие средства, чтобы убедить людей, которые живут в этих частях страны, что для них лучше выбрать путь в сторону России, а не Запада. Не думаю, что мы можем предотвратить это.

    Подготовила Анна Федякина

    Поделиться