В Ярославле назвали принципы развития дополнительного образования

В Ярославле участники межведомственного совета обсудили концепцию развития дополнительного образования российских детей и подростков.

По словам главы минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова, в последние годы был реализован ряд важнейших государственных инициатив в сфере общего образования, и теперь в центр образовательной политики государства выходит система допобразования и воспитания детей.

- Она всегда была очень мощной, эффективной в нашей стране, и нам надо на новом этапе, на новых технологиях и с использованием новых образовательных программ и подходов активизировать эту работу, - считает министр. - Поставив задачу, сформулировав цели, нам необходимо прийти к конкретным проектам и программам с понятными источниками финансирования, которые будут реализованы. Думаю, в середине этого года такие новые проекты будут запущены.

Руководитель рабочей группы по разработке концепции дополнительного образования, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов объяснил необходимость модернизации тем, что "резко изменилась реальность, в которой мы живем". И ключевая драма образования, по его мнению, - отставание взрослого поколения, в том числе воспитателей, учителей, от детей, которые живут в технологическом мире сетевой реальности, а взрослым их приходится только догонять.

- При этом - делаю акцент - сейчас меняются сами изменения, - подчеркнул академик Асмолов. - Требуется адаптация уже к изменившимся изменениям…

Концепция развития допобразования, по словам Дмитрия Ливанова, строится на девяти принципах: качественности и доступности образования; поддержки уникальности личности ребенка посредством расширения спектра развивающих программ; права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей; расширения их социальной и профессиональной мобильности; ориентации на достижение личностных результатов; приобщения детей к традиционным и инновационным искусствам, технологиям и ремеслам; общественно-государственного мотивирования СМИ на создание научно-популярных программ и передач, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей, их самообразование и позитивную социализацию. А также принципе общественно-государственного мотивирования на участие в допобразовании детей различных секторов бюджетной сферы - культуры, спорта, здравоохранения, образования, науки.

- Нам нужно обеспечить более тесное взаимодействие библиотек, музеев, театров, выставок, домов культуры, клубов, школ, университетов, научных организаций и так далее при реализации программ дополнительного образования, создав для этого организационные и финансовые механизмы, - уточнил Дмитрий Ливанов. - Учреждения образования, культуры и спорта должны работать вместе, нам надо убрать ведомственные барьеры и сделать так, чтобы дети могли какой-то урок провести в музее, класс мог поехать на экскурсию, и это все учитывалось при оценке образовательных результатов.

В разработке концепции участвовали эксперты в сфере допобразования, практики, представители трех министерств - образования, культуры и спорта, общественные деятели, ученые. Утверждение документа правительством РФ должно состояться в июне.

Одним из пилотных регионов, где будут реализовываться проекты по развитию допобразования, станет Ярославская область, потому что, как сказал глава минобрнауки, "здесь есть очень удачные наработки".