Напряжение "Нового Человека-паука" не в спецэффектах, а эмоциях людей

На экраны выходит фильм "Новый Человек-паук: Высокое напряжение", вторая серия из обновленной франшизы про самого неугомонного юного супергероя.

Перезапуск серии случился два года назад в фильме "Новый Человек-паук". Осуществил его режиссер Марк Уэбб, учившийся кинематографу на производстве клипов для самых популярных исполнителей. Тогда место актера Тобби Магуайра занял Эндрю Гарфилд. А почетная позиция подруги Человека-паука Гвен досталось популярной актрисе Эмме Стоун, сменившей на боевом посту Кирстен Данст.

Изменилась ли сумма от перестановки местами слагаемых? Как это часто происходит при перезапуске киносериалов, авторы рассчитывали на то, что старый герой с новым лицом привлечет молодое поколение поклонников. В добавок к тем, что уже охвачены манией. Но Гарфилд и Магуайр - актеры похожего физиономического и психологического типа.

Тем не менее, первая серия про нового Человека-паука стала сосредоточением главной проблемы героя - кризиса идентичности. Подростка Питера Паркера кусает радиоактивный паук, принося ему невероятную ловкость, способность стрелять паутиной, и в то же время неуверенность в том, кто он есть на самом деле и как использовать свою силу. Кризис подпитывает и тот факт, что парня бросают родители.

Стоит отбросить фантастический антураж, и в основе сюжета останется история взросления и поиска своего места в мире, что и привлекает к фильму молодежь, особенно потому, что этот сюжет упакован в яркую обертку спецэффектов. Кассу "Новый Человек-паук" собрал внушительную. Но если проследить эволюцию персонажа в кинематографе, то меняется не столько внимание к внутреннему миру героя, сколько обеспокоенность авторов уровнем спецэффектов и их соответствием духу времени.

Вот и в фильме, преподнесенном публике, как главный блокбастер весны, основным трюком назван невероятный облик основного злодея этой серии - Электро. Быть может, даже большая часть бюджета картины ушла именно на разработку этого образа. На экране действительно видно, как в жилах мерцающего монстра пульсирует ток, глаза его поражают безумием и наводят на мысли о том, что авторы черпали вдохновение в облике электрического угря. Монументальной может показаться сцена, в которой Электро впитывает в себя мощь всей Тайм-Сквер и оборачивает ее против Человека-паука.

Еще из достижений специалистов по компьютерной графике назовем то, что в формате 3D есть возможность не только почувствовать себя в числе зевак на центральной площади Нью-Йорка, случайно оказавшихся в эпицентре гнева чудовища, но и во всех подробностях рассмотреть процесс извержения паутины из рук Человека-паука. К тому же подробно показано, как Человек-паук успевает спасти всех и буквально жонглирует предметами и людьми. Жаль, что его лицо и глаза при этом скрывает маска. Аттракцион действительно достойный циркового акробата и клоуна в одном лице.

Впрочем, клоунадой Эндрю Гарфилд занимается в этой серии часто и особенно неплохо у него это получается в облике Питера Паркера. Тогда взаимодействуют и мимика актера, и его пластика.

Если говорить о фильме не как о наборе трюков, а как о художественном произведении, то намного интереснее, нежели эпохальные битвы, смотрятся сцены, в которых Питер Паркер вспоминает детство со своим школьным другом, а ныне - миллиардером и владельцем крупнейшей научной корпорации Гарри Осборном. Его играет Дэйн Де Хаан, известный по фильмам "Место под соснами" и "Самый пьяный округ в мире". Поскольку зритель становится свидетелем их дружбы, тем более зловещим кажется превращение Гарри в злодея, ненавидящего своего побратима больше, чем кто-либо другой. Тем трагичнее невозможность для Питера спасти своего лучшего друга.

К удовольствию тех, кто ищет в кино помимо ярких эффектов еще и некоторое подобие драматургии, режиссер Марк Уэбб старается в промежутке между трюками выстроить в сюжет взаимодействие персонажей. Питер Паркер включен в конфликт со своей тетей, которая скрывает от него правду о родителях, он не может быть счастлив со своей девушкой, поскольку дал обещание ее отцу оставить Гвен в покое. Кризис идентичности пройден, Питер Паркер, а с ним и Человек-паук повзрослел, но теперь перед ним встает вопрос ответственности за принятые решения.