Президент-председатель правления банка ВТБ 24 Михаил Задорнов видит три причины такого массового оттока средств. Об этом он рассказал на "Деловом завтраке" в "Российской газете".
Михаил Михайлович, лично Ваш банк ощутил потери?
Задорнов: Если говорить о ВТБ 24 и Банке Москвы, то мы, безусловно, заметили этот отток. У нас в марте со счетов ушло около 13 миллиардов рублей, чего не было даже осенью 2008 года.
Но в отличие от остального рынка у нас за первый квартал поступило 25 миллиардов рублей по средствам населения, а в апреле еще 26 миллиардов рублей. Так что мы смогли компенсировать мартовский отток.
Почему деньги стали уходить?
Задорнов: Есть три причины. Во-первых, люди сняли средства со счетов и положили их в банковские ячейки. Это лучше, чем держать сбережения дома, но, таким образом, деньги перестают работать.
Во-вторых, люди в связи с сильным ослаблением рубля (девальвация составила почти 11 процентов с начала года) решили срочно потратить свои накопления, чтобы деньги не обесценились.
В феврале, а особенно в марте мы отметили довольно заметный рост розничного товарооборота, который составил 4 процента. Потребители активно покупали новые автомобили. Безусловно, зафиксирован всплеск и на ипотечном рынке.
И третья причина - в ряде крупных клиентов. Они в первые две недели крымских событий переправляли свои деньги на счета за границей. Тем самым вкладчики защищались от возможных санкций против российских банков.
Конечно, больше всего беспокоит отток средств населения, так как это примерно 30 процентов пассивов банковской системы. В связи с этим с начала апреля доля средств государства в банках выросла уже до 12 процентов. То есть фактически сейчас средства населения замещает Центробанк, с точки зрения ликвидности.
Но мы надеемся, что это не станет тенденцией.
Еще один актуальный вопрос. Что у нас будет происходить с банковской системой в Крыму?
Задорнов: Скажу сразу, что крупные банки в Крыму работать не будут. Потому что они имеют крупные "дочки" на Украине. И совершенно очевидно, в силу сегодняшней политической и экономической ситуации между Москвой и Киевом совмещать активный бизнес в Крыму и активный бизнес на Украине будет невозможно.
Поэтому крупные российские банки постепенно передают операции в Крыму де-факто тем банкам, которые будут работать только на полуострове.
Это такие кредитные организации, как Российский национальный коммерческий банк и "Черноморский банк реконструкции и развития". Плюс, я думаю, к ним присоединится еще два-три банка.
Полный текст "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ".