В Подмосковье оправдали реставратора памятника ВОВ

Волоколамский городской суд вчера принял прецендентное решение.

Судья Виктор Тюленев вынес оправдательный приговор московскому реставратору Дмитрию Бушмакову и признал его право на реабилитацию по делу "об украденной немецкой самоходке".

Если честно, такого решения никто не ожидал - три года бесконечного следствия и множества сложных экспертиз подразумевало только одно - обвинительный приговор "расхитителю особо ценных культурных ценностей". Тем более что накануне гособвинитель Валерий Локотков попросил для Бушмакова шесть лет строгого режима и 250 тысяч рублей штрафа. Естественно, что при такой просьбе следовало ожидать обвинительного и как минимум условного приговора.

Каждый, кто проезжал 114-й километр Волоколамского шоссе у деревни Строково, наверняка видел памятник-мемориал "Взрыв" 11 воинам-саперам Панфиловской дивизии, погибшим в ноябре 1941 года. В центре композиции - германская самоходная артиллерийская установка "Штурмгешутц-3" - в простонародье самоходка "Штуг". К 2011 году, то есть к 70-летию битвы под Москвой, весь мемориал представлял собой довольно печальное зрелище и пришел в полную негодность. Вандалы украли гранитные плиты и бронзовые венки и исковеркали металлические лучи взрыва. Не менее плачевно выглядел и установленный на мемориале в 1982 году "Штуг", покрашенный зеленой заборной краской, с обрубленной пушкой и заваренными жестяным профнастилом люками.

Известный реставратор военной техники Дмитрий Бушмаков взялся за свой счет восстановить памятник. По версии следствия, он во время реконструкции мемориала воинам-саперам заменил оригинальную немецкую самоходку "Штуг" на новодельную. Точнее, как считают в прокуратуре, он "заменил часть деталей на неоригинальные, что повлекло за собой фактическое уничтожение основного фрагмента памятника истории и ущерб на общую сумму около 4 миллионов рублей".

- Обвинение не смогло предоставить убедительные доводы вины Бушмакова, а главное - доказать его корыстный умысел на хищение, - зачитал вердикт судья Тюленев.

Более того, суд в ходе процесса установил, что все доводы и экспертизы основного свидетеля обвинения - бывшего главного хранителя музея на Поклонной горе Сергея Монетчикова, были не только некомпетентны, но и в большой части своей "абсурдны и противоречащие здравому смыслу". Особенно суд задели оценки стоимости 8 якобы похищенных деталей танка, которые Монетчиков оценил "исходя из полученных в Интернете данных" в 100 тысяч евро. Остальные экспертизы обвинения по самоходке суд признал "действительными, но не достаточными". То есть они были выполнены юридически правильно и грамотными специалистами, но фактически не имели никакого отношения к практическому вопросу о хищении деталей "Штуга".

После оправдательного приговора Дмитрий Бушмаков заявил, что после такого вердикта и решения о реабилитации не будет требовать наказания тех, "кто заказал это дело - Бог им судья".

В то же время за этим процессом, на который съехались ведущие российские СМИ, следили все жители 26-тысячного Волоколамска.

Реакция прокуратуры на оправдательный приговор пока не известна - гособвинитель заявил, что не уполномочен давать комментарии.