Сегодня "РГ" вспоминает неудачные попытки государственных переворотов в стране.
1445 год. "Око за око"
В период с 1433 по 1453 год московский великокняжеский престол не раз переходил из рук в руки нескольких князей, потомков героя Куликовской битвы Дмитрия Донского по старшей и младшей линиям. Поводом к междоусобице послужил наследственный спор.
По завещанию князя, его младший сын Юрий Дмитриевич наследовал престол в случае смерти старшего - Василия Дмитриевича. Между тем, Василий умер уже взрослым, оставив после себя сына-подростка - Василия Васильевича (Василия II).
Не дождавшийся власти Юрий, а затем и его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, пытались претендовать на престол в обход Василия Васильевича. В ходе затянувшейся на много лет междоусобицы московский престол один раз удалось занять Василию Косому. Впрочем, он покинул столицу спустя месяц и прихватил с собой не только деньги своего отца, но и городскую казну. Позднее людям Василия II удалось захватить дерзкого узурпатора и 21 мая 1436 года в Москве Василий Косой был ослеплен.
Брат ослепленного, Дмитрий Шемяка не остался в долгу. В 1445 году он захватил Москву и взял в плен великого князя Василия. В отместку за брата Шемяка распорядился ослепить пленного великого князя и, заметим, своего двоюродного брата.
Впрочем, это не помешало Василию, прозванному теперь из-за слепоты Темным, разбить в конечном счете войска противника и окончательно утвердиться в качестве великого князя.
1606 год. "Говорят, что царь - ненастоящий"
После 1605 года, когда некий чудовский монах открыто заявил, что страной правит не законый Дмитрий Иванович, а безродный авантюрист Гришка Отрепьев, в народе множились слухи о самозванстве царя. При этом сам Лжедмитрий и без того вел себя подозрительно, откровенно не соблюдая русских традиций. Его публичное обещание жениться на католичке из Польши только подлило масла в огонь.
Вдобавок самозванец приближал к себе "худородных" иностранцев и отечественных авантюристов, что раздражало именитые московские семьи, ведущие свое родословие от Рюрика. Ведя себя не так, как от него ожидали, царь немало раздражал и тех бояр, что совсем недавно возвели его на трон.
Пытаясь доказать свое царское происхождение и упрочить положение, неосторожный Лжедмитрий лишь усугублял ситуацию. Так, например, он собирался разорить могилу царевича Дмитрия в Угличе, чтобы никто не сомневался, что погибший ребенок был всего лишь безвестным поповским сыном. Не задумываясь о последствиях, он тем самым оскорбил свою мнимую мать Марфу Нагую, которая обратилась за помощью против святотатца к боярам. Те отговорили царя от осквернения могил, но судьба Самозванца была уже решена.
Заговор возглавил самый родовитый из бояр - Василий Шуйский. В разговорах со своими сторонниками он не скрывал, что Дмитрий "был посажен на трон только для того, чтобы избавиться от Годуновых". Теперь же пришло время избавиться и от него.
Помимо семьи Шуйских, в заговоре принимали участие бояре Голицыны, Михаил Скопин, Михаил Татищев и другие. Впрочем, он в итоге оказался очень слабо продуман и подготовлен, а еще хуже - реализован.
8 января 1606 года неорганизованная группа нанятых стрельцов, ворвавшись во дворец, подняла много шума, но Самозванца не схватила. В итоге одним из смутьянов удалось бежать, другие были арестованы. Чудом спасшийся при покушении Лжедмитрий произнес перед народом очень трогательную речь, после чего толпа растерзала несостоявшихся убийц.
1609 год. "Царя Василия переменити"
Царствование сменившего Лжедмитрия Василия Шуйского знаменовалось всеобщей государственной нестабильностью. Под Москвой в Тушино лагерем стоял очередной самозванец Лжедмитрий II со своими сторонниками, а политика действующего царя вызывала множество нареканий у высшей знати.
Организаторами заговора против нового царя стали князь Роман Гагарин и московский дворянин Тимофей Грязной, а затем к ним присоединились и другие бояре.
7 марта 1609 года заговорщики ворвались в Кремлевский дворец с требованием "царя Василия переменити". По их утверждениям, не лишенным, впрочем, определенных оснований, Шуйский взошел на трон благодаря интригам и "от неразумного его правления проливается кровь в междоусобиях".
Застать самого Шуйского в кремлевских палатах заговорщикам не удалось, и тогда толпа двинулась на площадь с призывами к всеобщему восстанию. Правда, широкой поддержки бунтовщики так и не нашли.
Царь успел вызвать в столицу верные ему войска, и ненадолго, но все же удержал в своих руках власть.
1698 год. "Утро стрелецкой казни"
В 1698 году в Москве появились 175 стрельцов-дезертиров из четырех полков. Стрельцы рвались "бить челом" царю Петру, протестуя против тягот пограничной службы, походов и притеснений со стороны офицерства.
Но их жалобы не были услышаны: московский градоначальник отдал приказ арестовать челобитчиков, однако те скрылись в слободах и попытались связаться с опальной царевной Софьей Алексеевной. Бывшая правительница могла бы узаконить мятеж одним лишь своим присутствием.
Челобитчики вернулись в свои полки с рассказом о царской несправедливости, и вскоре в стрелецких полках были смещены офицеры и самовольно выбраны новые. Около четырех тысяч бунтовщиков направились к Москве с целью посадить на трон царевну Софью. Но освободить бывшую правительницу мятежные стрельцы не успели.
18 июня стрельцы были полностью разбиты правительственными войсками, и началось долгое следствие. После жестоких пыток были показательно казнены сотни стрельцов. Впрочем, царь Петр умел и миловать: так, порядка ста малолетних мятежников в возрасте от 15 до 20 лет были "всего лишь" высечены, заклеймены и сосланы.
Стрелецкий бунт - одна из немногих попыток государственного переворота путем не заговора в властных верхах, а революции "снизу".
1716 год. "Сын против отца"
Впрочем, стрельцы, намеревавшиеся возвести на трон царевну Софью, были не единственными недовольными правлением Петра Великого. Его собственный сын от нелюбимой первой жены Евдокии Лопухиной цесаревич Алексей не слишком одобрял преобразований отца и его увлечения западной культурой.
Будучи старшим сыном царя, а значит и официальным наследником российского престола, Алексей вполне справедливо рассчитывал на будущее царствование. Однако, на его беду, его политические взгляды сильно не совпадали с воззрениями отца. После очередной ссоры между отцом и сыном Петр вознамерился лишить непокорного сына права наследования. Тот бежал за границу - искать поддержки у императора Карла VI, родственника своей жены Шарлотты Брауншвейгской.
Историки до сих пор расходятся во мнениях относительно того, планировал ли Алексей в действительности свергнуть отца или же просто намеревался дождаться его смерти, чтобы вернуться и законно получить власть. Обвинения против цесаревича, выдвинутые после его возвращения и ареста, очень спорны, так как во многом были основаны на показаниях любовницы Алексея - крепостной Ефросиньи. Ефросинья показала, что Алексей собирался захватить власть с помощью австрийской армии, а при удобном случае возглавить мятеж российских войск.
В глазах мнительного Петра этих обвинений было вполне достаточно: наследник был приговорен к смертной казни за государственную измену. Правда, ему удалось и здесь пойти против воли деспотичного отца: незадолго до назначенной казни царевич скончался в крепости от удара.
Таким образом, Алексей Петрович оказался единственным участником и жертвой заговора против Петра I, заговора, которого на самом деле и не было.
1764 год. Заключенный император
Еще один царственный пленник в российской истории XVIII века - император Иван Антонович, заключенный в крепость Шлиссельбург еще в младенчестве, когда к власти пришла Елизавета Петровна.
Как сообщают историки, долгие годы Иван VI рос в неволе, воспитания не получил практически никакого и вдобавок страдал помрачениями рассудка. Неоднократно отмечалось, что его нечленораздельную речь "с трудом понимали даже его охранники".
Тем не менее, в период царствования Екатерины II нашелся человек, который предпринял попытку освободить царственного пленника и возвести его на престол. Подпоручик Василий Мирович, несший периодически караул в Шлиссельбургской крепости, намеревался таким образом завоевать себе славу, богатство и высокое положение.
Мирович стал склонять на свою сторону солдат и других офицеров, охранявших пленника. На беду честолюбивого офицера, о планах заговорщиков узнал его сослуживец капитан Власьев, которому много лет назад было дано тайное предписание: в случае, если кто бы то ни было попытается освободить узника, пусть даже от имени самой императрицы, пленник должен быть немедленно убит.
В ночь, когда заговорщики под командой Мировича арестовали коменданта Шлиссельбурга и двинулись в каземат Ивана Антоновича, царственный арестант был убит исполнительным Власьевым и его помощником Чекиным. Заговорщики нашли лишь безжизненное тело заколотого Ивана Антоновича.
Дальнейшее сопротивление было бессмысленно: Мирович был арестован и впоследствии казнен, его сообщники - сосланы, а убившим душевнобольного пленника Власьеву и Чекину за добрую службу выплатили 7000 рублей, огромную по тем временам сумму.
1825 год. "Благими намерениями…"
Декабристское восстание 1825 года по своим целям кардинально отличается от всех предшествовавших заговоров в российской истории. Планируя переворот, дворяне-заговорщики собирались не только не дать Николаю I взойти на престол, но и в принципе упразднить самодержавие и отменить крепостное право, а кроме того, утвердить в стране "всеобщее равенство и демократические свободы".
В отличие от всех вышеперечисленных попыток переворотов, это восстание назревало около десяти лет, но, как это часто бывает с замыслами, продиктованными лучшими побуждениями, завершилось печально.
В назначенный день - 14 декабря 1825 года - на Сенатской площади собралось более трех тысяч гвардейцев под руководством своих идейных вдохновителей - дворян-декабристов. Однако Николай, заранее предупрежденный о мятеже, успел принять присягу сенаторов на несколько часов раньше, и здание сената было уже пусто. Князь Трубецкой, выбранный главой заговорщиков, на площади попросту не появился, и растерянным мятежникам пришлось под дулами пушек верных царю войск решать, кого назначить "диктатором" вместо Трубецкого.
Пока бунтовщики в бездействии замерли на площади, царь распорядился окружить их. Над головами заговорщиков был дан холостой залп, затем последовали выстрелы… Уже к ночи 14 декабря восстание было подавлено полностью. Его руководители были арестованы. Некоторых из них ждала смертная казнь, других - бессрочная ссылка.
Согласно справке Департамента полиции, при подавлении восстания погиб 1271 человек, в том числе 79 женщин и 150 детей. Кроме самих мятежников, чиновники департамента насчитали среди погибших 903 человека "из любопытствующей черни".