Что стало с юными звездами советских сказок

Яркий взлет далеко не всегда означает успешную карьеру в дальнейшем. Дети-актеры, ставшие звездами совсем в юном возрасте, не всегда могут справиться с обрушившейся на них славой, тоннами писем поклонников, узнаванием на улице. Кому-то дальнейшая актерская работа становится неинтересна, кто-то и рад бы сниматься дальше, да не зовут. Сегодня "РГ" вспоминает забытых юных актеров советских сказок.
 
Игорь Клименков - мальчик-паж из "Золушки"

В послевоенном фильме Надежды Кошеверовой именно Игорь Клименков произносит ставшую позже крылатой фразу: "Я не волшебник, я только учусь". 

Кино "нашло" Игоря в ленинградском Доме пионеров, в библиотеке, где его заприметил помреж и пригласил на студию. Будучи взрослым, актер вспоминал, что ужасно не хотел сниматься, и отец буквально силой притащил его на пробы. 

Театральный режиссер Николай Акимов (автор идеи фильма) принимал самое деятельное участие в его создании. Он очень щепетильно относился ко всему процессу, лично отбирал все необходимое для съемок: костюмы, декорации, реквизит и, конечно, актеров. До того, как на роль пажа пришел пробоваться Клименков, Акимов забраковал 25 тысяч (!) мальчиков. Но Игорек ему понравился. 

Клименков рассказывал, что сначала ему ужасно неинтересно было сниматься. Процесс был утомительным, мучительно медленным. Но потом юный актер начал наслаждаться общением с великими коллегами. Особенно большое впечатление на него произвела Фаина Раневская, которая опекала мальчика, подкармливала бутербродами и не позволяла взрослым ругаться в его присутствии. А с актрисой Яниной Жеймо, исполнявшей роль Золушки, Гарик, как звали его на съемочной площадке, любил залезть в карету-тыкву и грызть семечки. 

Несмотря на оглушительный успех "Золушки", Игорь Клименков снялся еще только в одном фильме - "Счастливого плавания", не очень известной советской "агитке" 1949 года. Следующие пробы Игорь провалил. После школы поступил в театральный институт, но бросил, решив покончить с кино навсегда. Потом шли несколько лет метаний: пытался поступить в училище имени Мухиной - срезался на экзаменах, учился в педагогическом на истфаке - бросил…

Но свою дорогу в жизни Игорь Клименков все-таки нашел. Неожиданно для себя самого он увлекся гитарой. Начав с секции художественной самодеятельности, пришел к тому, что открыл гитарное отделение в музыкальном училище и даже сам делал инструменты, став своего рода гитарным Страдивари в России. Руке мастера принадлежит всего 15 гитар, но каждая из них - шедевр. Его работами восхищались аргентинка Мария Анида и "вторая гитара мира” Алирио Диас. Секрет Клименкова оказался прост: в качестве материала он использовал старые шкафы и столы палисандрового и красного дерева, которые подбирал на помойке. Над одним из лучших своих инструментов мастер трудился почти 25 лет. Сегодня его имя занесено в "Энциклопедию гитарного искусства" и в справочник "Художественный фонд России".

Игорь Клименков умер в 2006 году. Последние годы он доживал затворником, не общаясь ни с кем, сожалея, что так и не сумел стать счастливым. 

Виктор Перевалов - Иванушка, сын Марьи из "Марьи-искусницы"

Актерская судьба Виктора Перевалова, сыгравшего сына Марьи-искусницы в известной киносказке Александра Роу, складывалась драматично. Несмотря на то, что он сыграл около полусотни ролей в кино, в его карьере был долгий, почти 25-летний перерыв. 

Как и многие дети-актеры, Перевалов попал в кино случайно. В картину "Тамбу-Ламбу" его отобрал помощник режиссера, увидев в толпе детей в Доме пионеров, куда семилетний Витя пришел с классом на экскурсию. И понеслось - мальчик снимался каждый год. Кинокритики предрекали ему успешную актерскую карьеру, а телевидение даже сняло документальный фильм "Витя Перевалов в школе и дома". Он был настоящей звездой.

Так продолжалось до тех пор, пока из-за хронической неуспеваемости в школе - учиться Вите было просто некогда - директор не запретил ему сниматься. Школу юная звезда экрана все-таки окончил, но так и остался двоечником. 

Спустя два года после выпуска актер возобновил съемки, исполнив роль Гоги в "Республике ШКИД", куда проходил пробы на общих основаниях. 

Всю жизнь Виктор Перевалов играл мальчиков и молодых людей - такое детское у него было лицо. К 40 годам он так и не смог выйти из этого амплуа, а продолжать исполнять роли подростков было уже нелепо. Перевалов решает уйти из кино, как он тогда думал, навсегда. Оказалось - просто очень надолго. Последняя его большая работа этого периода - роль Панина в фильме "Трактир на Пятницкой". После этого было еще несколько эпизодических и второстепенных ролей, а с начала 1980-х Перевалов перестал сниматься вообще. 

Вновь о Викторе Перевалове вспомнили в середине "нулевых". В 2006 году его разыскал режиссер Игорь Апасян и предложил роль бомжа, деревенского философа Клизи в фильме "Граффити". Актер с радостью согласился. Он давно уже перестал быть "мальчиком", и в новый образ чудика, отвергнутого современной жизнью человека, попал на сто процентов. После успешной премьеры фильма на Международном фестивале в Токио актерская карьера Перевалова снова пошла в гору. Он снова стал много сниматься. В основном это были работы в сериалах, но актер был счастлив просто вернуться в кино. 

Виктор Перевалов умер летом 2010 года. На съемочной площадке он работал на износ. И в буквальном смысле на ногах перенес тяжелейший инфаркт. После напряженного дня съемок он возвращался домой в Петербург, по дороге потерял телефон и не мог даже позвонить жене и дочери, чтобы его встретили. Выглядел так плохо, что прохожие принимали Перевалова за настоящего бездомного. Еле-еле добрался до дома, до последнего не хотел вызывать скорую и надеялся отлежаться, но сердце не выдержало. 

Оля и Таня Юкины - Оля и Яло из "Королевства кривых зеркал"

Оля и Таня Юкины за свою артистическую карьеру по-настоящему в кино блеснули лишь однажды - близняшки сыграли главные роли в "Королевстве кривых зеркал" Александра Роу. Потом еще раз мелькнули у него же в "Морозко", в эпизодической роли, и пропали. Долгие годы о них ничего не было слышно. И только в конце двухтысячных журналисты раскопали историю сестер. 

В кино Оля и Таня Юкины попали случайно - режиссер нашел их благодаря районному конкурсу близняшек в ДК в Кузьминках, где жила семья Юкиных. Роу очень понравились фотографии сестер, а когда он пообщался с заводными, бойкими девочками, убедился - то, что надо. "Благодаря удачному выбору исполнительниц ролей Оли и Яло сестрами-близнецами режиссер смог наглядно показать "раздвоение" героини и через фантастические события раскрыть перед своими маленькими зрителями многие законы человеческого общежития", - писала известный критик Кира Парамонова в "Советском экране". Оля в фильме сыграла Олю, а Таня - Яло. Те, кто работал с ними на съемочной площадке, говорили, что они и в жизни были зеркальным отражением друг друга. 

Но столь удачный дебют окончился "пшиком". Девочки были из простой семьи: мама работала швеей в ателье верхней одежды, отец - рабочим на фабрике подушек.  Работать на успех детей в среде Юкиных не было принято - родители не настаивали ни на дополнительных занятиях в различных кружках и секциях, ни на учебе. Более того, короткая кинокарьера разочаровала маму девочек. Гонорар за съемки оказался слишком маленьким (каждая из девочек получила по 80 рублей за весь сезон). А последствиями всесоюзной славы стали лишь признания любви на стенах в подъезде и битые стекла (с помощью камней, отправленных в окно, назойливые поклонники доставляли сестрам записки).

Правда, Таня после школы сделала попытку поступить в театральный институт, но вылетела после первого же тура. Оля попробовала сдать экзамены в один из технических вузов, но тоже провалилась. И тогда Юкины выбрали машиностроительный техникум. А после окончания обе вышли замуж, родили детей, Оля - сына Максима, Таня - дочь Юлию.

Большую часть жизни они проработали в "Интуристе", бывали за границей, имели доступ к "дефициту". По меркам советского обывателя, такая карьера была даже более предпочтительна, чем кино- или театральная. Но в 1990-е годы сестры Юкины пошли на дно вместе с "интуристовской" системой. Последние годы своей жизни Ольга дорабатывала на небольших должностях в районном военкомате. Про Татьяну говорили, что она страдает алкоголизмом. Но уже после ее смерти дочь Юля опровергла эти слухи, назвав их выдумкой журналистов, таким образом отомстивших ее матери за отказ общаться с прессой. 

Ольга и Татьяна Юкины похоронены на Покровском кладбище в Москве. 

Дмитрий Иосифов - Буратино

Дмитрий Иосифов сегодня - известный в среде рекламщиков, телевизионщиков и шоуменов режиссер клипов. Но начинал он как актер, причем свою первую, главную и сразу звездную роль сыграл в 10 лет. Минский школьник Дима Иосифов исполнил Буратино в одноименном фильме. 

Приглашение на пробы Дима получил на катке - мальчик серьезно занимался фигурным катанием. Искали детей для фильма "Буратино", и Диму сначала утвердили на роль Арлекино. Но главных героев долго не могли найти. Пока второй режиссер не попробовал приладить нос Диме. 

Сам Дмитрий Иосифов в многочисленных интервью не раз повторял, что терпеть не может, когда вспоминают об этой его роли - после фильма до самого выпускного Диму в школе дразнили Буратино. Но в то же время, прекрасно понимая, что фильм стал поворотной точкой в судьбе, говорил, что, доведись все переиграть, ни за что не отказался бы от участия в этом проекте. 

После съемок мальчик влюбился в актерскую профессию, сыграл еще десяток ролей в фильмах для детей и подростков. Но после окончания школы решил идти по стопам отца-инженера и надумал поступать в "политех", на порошковую металлургию. Ну и на всякий случай испытать судьбу и попробовать свои силы во ВГИКе - а вдруг получится? И получилось! Дмитрий поступил на курс Алексея Баталова. О том, что он и есть "тот самый" Буратино, Дмитрий скрыл и от приемной комиссии, и от одногруппников. Но его все же "рассекретили". После окончания ВГИКа Дмитрий по распределению уехал в родной Минск, играл в театре, параллельно снимался в кино. Своей лучшей актерской работой он считает роль старшего сержанта Жохина, "деда", в фильме Александра Рогожкина "Караул". Мрачный фильм о дедовщине в армии в начале 1990-х собрал массу призов на различных кинофестивалях.

В середине 1990-х Дмитрий Иосифов поступил на режиссерский факультет Белорусской академии искусств. И окончив ее, расстался с актерской профессией, переключившись на режиссуру рекламных роликов. Добившись успеха в Белоруссии, Дмитрий по приглашению своего друга Андрея Лобова перебрался в Москву. 

Кроме того, как режиссер Иосифов участвовал в "Последнем герое", "Двенадцати негритятах", снял несколько серий "Убойной силы", а также несколько полнометражных фильмов.

В одном из интервью Дмитрий признавался, что "всегда планирует снимать что-нибудь серьезное, а выходят комедии". Хотя последняя работа Иосифова-режиссера, "Лето волков", по жанру - военно-приключенческая драма, действие которой происходит во время Великой Отечественной войны. К жанру военной драмы относятся и снятые за год до этого "Капли крови на цветущем вереске". 

Татьяна Проценко - Мальвина в "Буратино"

Татьяна Проценко в кино исполнила всего одну роль Мальвины. Своими необыкновенными огромными синими глазами она просто очаровала ассистентку режиссера, которая ехала с Таней и ее мамой в купе поезда Минск - Москва. Девочка успешно прошла пробы и была утверждена на роль. 

В отличие от многих других детей-актеров, свалившуюся на нее славу Таня Проценко переживала болезненно. На улицах ее узнавали редко - из-за обильного грима в фильме, но, как она рассказывала в интервью, после звездной роли знакомые сверстники отвернулись от нее. Девочка росла одинокой. 

После "Буратино" Таню не раз звали снова сниматься в кино, но родители неизменно отвечали отказом, так как не хотели, чтобы съемки мешали учебе в школе. Единственное исключение решили сделать для телефильма "Красная Шапочка" - главная роль в нем писалась специально под Проценко. Но помешал несчастный случай - девочка упала с велосипеда, получила сотрясение мозга. Повышенные нагрузки, с которыми неизбежно связан процесс съемок, были ей противопоказаны. Роль Красной Шапочки в итоге досталась Яне Поплавской. Кстати, Дима Иосифов, партнер Тани по "Буратино", также "засветился" в "Красной Шапочке". 

В более старшем возрасте Проценко отказалась и от участия в фильме Ролана Быкова "Чучело" - не захотела играть отрицательную героиню. 

Тем не менее, Татьяна все же попыталась связать свою жизнь с кино: после школы по совету отца она поступила на киноведческий факультет ВГИКа. Но в выбранной специальности разочаровалась уже на первом курсе. И хотя кинематографический вуз все же окончила, критиком так и не стала. Зато вышла замуж за актера Алексея Войтюка. 

Сама же выбрала гораздо более прозаическую профессию - стала верстальщиком, занимается компьютерным дизайном. Работала в различных столичных журналах. 

Кроме того, Татьяна пробовала себя и на литературном поприще, в качестве поэта. Во времена студенчества даже поступила в Литературный институт, но учиться не стала. Как поэт-песенник участвовала в постановке Андриса Лиепы "Волшебник изумрудного города" в московском Гостином Дворе.