28.04.2014 23:24
    Поделиться

    Ежегодно более 2,3 миллиона человек становятся автоинструкторами

    Автошколы переживают период серьезных реформ. Еще не успели по-настоящему заработать изменения в федеральное законодательство, принятые осенью прошлого года, касающиеся подготовки новых подкатегорий водителей, а уже готовятся "примерные программы подготовки водителей", которые устанавливают еще более жесткие требования к материальной базе автошкол, количеству часов, отведенных на обучение, и списку дисциплин (принятие документа ожидается осенью).

    По данным НП "Гильдия автошкол", сегодня в России действуют около 8 тысяч учебных заведений, занимающихся подготовкой водителей. Они ежегодно обучают 2,3 млн человек. В Москве работают около 280 школ и доводят до получения водительских прав около 120 тысяч человек.

    При этом у нас в стране не существует такой профессии, как инструктор по вождению автомобиля, нет утвержденных программ подготовки мастеров. "Это одна из самых слабых сторон российских автошкол, - говорит Сергей Лобарев, председатель правления НП "Гильдия автошкол". - Государство не готовит мастеров по обучению вождению. Чтобы стать инструктором, достаточно водительского удостоверения, трехлетнего стажа вождения, сточасового курса обучения, автомобиля, который сертифицирован, на котором установлены педали, и все - можно получать статус индивидуального предпринимателя и предлагать свои услуги автошколе". По словам эксперта, две трети российских автошкол работают именно с ИП, заключая с ними договоры на обучение слушателей вождению.

    С тем, что проблема низкого профессионализма мастеров действительно обострилась, соглашается Елена Зайцева, исполнительный директор Ассоциации автомобильных школ: "Инструкторы по вождению действуют на основании специального свидетельства, разрешающего обучать будущих автолюбителей. Есть несколько центров, которые выдают эти документы, они имеют соответствующую лицензию. Но все мы знаем, что фактически они просто продают "корочки". Потому как нет ни утвержденной централизованно программы обучения инструкторов, ни даже такой профессии у нас в стране".

    Западные страны, в отличие от России, пошли по пути либерализации учебного процесса в автошколах, но ужесточения требований к инструкторам. Там человек, желающий стать инструктором, проходит жесткий конкурс и сдает сложнейший экзамен. Но он может не только давать практические уроки, но и преподавать теорию вождения. "В Германии, Англии практически нет автошкол, там люди занимаются индивидуально с преподавателями. К последним предъявляются жесточайшие требования, экзамен на право обучения вождению длится пять часов, само обучение инструктора - 10 месяцев. Только человек с педагогическим образованием может стать педагогом - инструктором вождения", - рассказывает Сергей Лобарев.

    Государство не готовит мастеров по обучению вождению. Чтобы стать инструктором, достаточно водительского удостоверения, трехлетнего стажа вождения, сточасового курса обучения, автомобиля, который сертифицирован, на котором установлены педали, и все - можно получать статус индивидуального предпринимателя и предлагать свои услуги автошколе

    По словам эксперта, за рубежом обходятся 30-часовым теоретическим курсом, уделяют больше внимания практическим занятиям. У нас же законодательство обязывает учить слушателей теории 100 часов, в новые программы обучения водителей и вовсе закрепляют 150-часовой теоретический курс. При этом на уровень подготовки инструкторов пока внимания обращают мало.

    Крупные автошколы и ассоциации разрабатывают собственные программы обучения и аккредитации инструкторов. "Нам важно, чтобы в России сформировался нормальный рынок. Я считаю, не нужно ждать от кого-то решения проблемы, необходимо создавать собственную систему сертификации, создавать саморегулируемую организацию", - говорит Сергей Лобарев.

    Вообще конкуренция на рынке автошкол очень высока, и основным инструментом не очень честных игроков является демпинг. По словам президента Межрегиональной ассоциации автошкол России Татьяны Шутылевой, опрос, проведенный ассоциацией, показал, что 97% автошкол считают демпинг цен своей ключевой проблемой. "Мы опросили около 3,5 тысячи автошкол. Некоторые игроки предлагают услуги чуть ли не в пять раз дешевле остальных", - пояснила Шутылева.

    По мнению Елены Зайцевой, справедливая стоимость курса обучения в автошколе в Москве - 25-30 тыс. рублей. Если автошкола предлагает получить права за меньшие деньги - это серьезный повод задуматься. Скорее всего, в процессе обучения выяснится, что нужно доплачивать, и не один раз. "Учитывая стоимость аренды и стоимость всех учебных материалов, цена курса обучения в автошколе точно не может быть меньше 25 тыс. рублей. Когда предлагают курс за 13-15 тыс. рублей, это в любом случае либо обман, и придется доплачивать, либо вам предложат инструктора-мигранта, плохо владеющего русским языком. Сегодня встречается и такое. Но все это нарушение законодательства, так как автошкола, как любое учебное заведение, должно предоставлять потенциальному слушателю информацию о полной стоимости услуг", - говорит эксперт.

    Впрочем, есть и позитивные изменения в сфере обучения водителей. Серьезные игроки, желая укрепить свое положение на рынке, все чаще отдают предпочтение инструкторам с иномарками не старше пяти лет. "Во многом это связано с желанием многих учеников учиться на автомобиле с автоматической коробкой. Да и управлять иномарками намного проще и легче", - говорит Екатерина Каренина, инструктор по контраварийному вождению, основательница академии вождения CARenina. Елена Зайцева также считает, что это тенденция: "Недорогие иномарки экономкласса становятся доступнее, при этом ресурс их (что важно при использовании учебной техники) гораздо выше отечественных, да и вообще на них проще обучать, они удобнее и легче в управлении. Кроме того, это имидж автошкол, а любая солидная автошкола о нем заботится".

    Поделиться