Стенограмму беседы военные двух стран обнародовать не стали. Но достаточно подробно пересказали содержание длившегося целый час диалога между высокопоставленными чиновниками РФ и США. Главным образом Шойгу и Хейгел вели речь о ситуации на Украине и вокруг наших границ. Судя по сообщению, которое прислали в "РГ" из Управления пресс-службы и информации Минобороны России, разговор министров был обстоятельным и весьма откровенным.
В частности, они обсудили проблемы, вызванные как действиями американских вооруженных сил вблизи наших границ, так и общей активизацией военной деятельности НАТО в Восточной Европе. Еще Шойгу и Хейгел обменялись видением путей возможного снижения военной напряженности в регионе.
Наш министр не оставил без внимания слова Хейгела о якобы продолжающемся "массированном наращивании" вооруженных сил России на границе с Украиной и "дестабилизирующих учениях". Шойгу призвал собеседника содействовать максимальному снижению "градуса риторики". Он решительно опроверг безосновательные утверждения о присутствии на украинской территории российских диверсионно-разведывательных групп, якобы дестабилизирующих ситуацию в юго-восточных регионах.
В то же время Шойгу констатировал, что за последнее время на юго-востоке Украины под предлогом "борьбы с терроризмом" киевский режим сосредоточил около 80 танков, более 130 боевых машин пехоты и бронетранспортеров, не менее 60 артиллерийских орудий и минометов. К так называемым операциям устрашения систематически привлекается боевая авиация, вертолеты. Суммарная численность украинской группировки войск на юго-востоке страны достигает 15 тысяч человек. И всю эту военную машину хотят бросить против населения собственной страны.
Перспектива жестких силовых действий против мирных людей, отметил Шойгу, вынудила Россию объявить о начале масштабных военных учений на национальной территории в регионах, примыкающих к границам с Украиной. Это решение было обнародовано публично. Однако, как только киевские власти заявили об отсутствии намерений использовать регулярные воинские части против безоружного населения, российские подразделения были возвращены в места их постоянной дислокации.
В то же время, наш министр назвал беспрецедентным рост активности вооруженных сил США и НАТО в Восточной Европе у российских границ. Он обратил внимание Хейгела, что такие действия сопровождаются провокационными заявлениями генсека НАТО о необходимости "сдерживания" России и истерией, развязанной в последнее время в западной прессе против нашей страны. По мнению Шойгу, все это не способствует снижению накала страстей. Тем не менее, наш министр подтвердил готовность к контактам со всеми заинтересованными сторонами в целях деэскалации напряженности. Он высказался за конструктивный диалог и поиск компромиссов на основе женевских договоренностей.
В свою очередь, Хейгел мотивировал действия Вашингтона и Брюсселя "крайней озабоченностью" ситуацией, возникшей вокруг Украины, и обеспокоенностью восточноевропейских членов НАТО своей безопасностью. Тем не менее, по его словам, действия альянса не носят "провокационного или экспансионистского" характера. Они направлены на демонстрацию блокового единства и повышение оборонительных возможностей союзников. Ничего нового для России, по его мнению, в этом нет.
Глава нашего оборонного ведомства прокомментировал инциденты, связанные с облетом 12 апреля двумя российскими самолетами Су-24 американского эсминца "Дональд Кук" в Черном море и вылетом 22 апреля российского истребителя Су-27 для сопровождения американского самолета RC-135 над Охотским морем. Хотя летчики США не раз проводили аналогичные операции в отношении наших кораблей и нашей авиации, задачи, стоявшие перед российскими пилотами, в Москве и Вашингтоне трактуют по-разному. Доверию между военными двух стран такое "разночтение" не способствует. Поэтому Шойгу предложил коллеге дать поручение руководителям генеральных штабов России и США обсудить возможные дополнительные меры в интересах предотвращения неверного восприятия действий сторон в будущем.
Официальный представитель Пентагона Джон Кирби сказал, что во время телефонного разговора Сергей Шойгу в ответ на просьбу Чака Хейгела прояснить намерения России на востоке Украины, заверил коллегу, что "российские войска не вторгнутся на Украину".
Министры условились продолжить поддерживать контакты.