05.05.2014 23:41
    Поделиться

    Эксперт: Крыму необходимы изменения в позиционировании

    Эйфория от присоединения Крыма к России постепенно проходит, и начинается обычно-рутинная работа. Время трезвого анализа: что есть и как это развивать. Пока понимания с расходной частью больше, чем с доходной. Ясно, что вложения в полуостров требуются немалые, а вот как добиться отдачи от этих инвестиций - большой вопрос. Очевидным источником доходов для Крыма может стать развитие туристического потенциала. Но здесь все не так просто.

    Экономическое состояние, доставшееся полуострову "в наследство" от Украины, оставляет желать лучшего. И это неудивительно. Хотя сразу после распада СССР Украина находилась в состоянии лучшем, чем большинство республик как по объективным показателям типа среднего дохода на душу населения, так и по субъективным ощущениям качества жизни. Любой, кто помнит те времена, скажет, что в бытовом плане на Украине жили лучше, чем на Урале, в Татарстане или Казахстане. Продуктовых карточек там никогда не было, с точки зрения "поесть" украинцы чувствовали себя неплохо, в том числе за счет своего сельского хозяйства (для него благоприятна практически вся территория Украины). Качественно хорошо была развита и промышленность - машино- и судостроение, авиа- и космические конструкторские бюро, ракетный и металлургические комплексы были вполне международно конкурентоспособные.

    Но 20 лет страна с таким потенциалом лишь отставала от бывших республик - к 2012 году Украина по росту среднедушевых доходов смогла обогнать только Кыргызстан. С показателем в 3500 долл. на человека в год она опережала только Грузию, Молдову и среднеазиатские республики. Сформировавшиеся же политические нравы общеизвестны. Таков грустный результат почти 25 летней самостийности и деятельности 45-миллионного населения.

    Заметим: много где в мире пытаются кивать на соседа, а не думать о проблемах в себе. Например, в Мексике популярна фраза: "Мы плохо живем, поскольку до Бога далеко, а американцы рядом". Всегда можно объяснять свои несчастья плохим соседом. Что и делают на Украине. Но не много шансов построить нормальную страну, пока люди думают - проблемы не в них самих, а в "плохом соседе".

    Из вышеизложенного (даже без рассказа от доставшей крымчан насильственной украинизации) понятно, почему Крым захотел отделиться и почему он сегодня - проблемная территория. Дело не в нефтегазоводоэлектрической зависимости от Украины. Крым добывает газа примерно столько, сколько потребляет - 1,5-1,6 млрд кубов в год. С электричеством и водой зависимость есть, но ведь и Украина много в чем зависит от нас, так что договариваться придется. Примеры уже были - например, Калининград вообще отделен от России, ну и что?

    Инфраструктура Крыма за 25 лет изрядно обветшала, но проблемы и в другом. Производительность труда на полуострове низкая даже по российским меркам. Хотя многие проблемы можно было бы решить, если самим интенсивно работать. Но есть и климатические ограничения: короткий курортный сезон. Это сильно влияет на потенциал туризма. С тем же Средиземноморьем Крыму трудно конкурировать - температура воды в море превышает 20 градусов 3-4 месяца в году. И если с плохими пляжами можно что-то сделать, то море кипятильником не подогреешь.

    Проблему туризма можно решить только путем изменений в позиционировании Крыма. Прежде всего необходимо отказаться от курортной фанаберии: "Мы - Крым, к нам все равно приедут". Нужно серьезно задуматься о сильных и слабых сторонах. Можно провести аналогию с футболом: правила одинаковы, однако у лучших стиль игры разный. Бразильцы успешно играют в свой "танцующий" футбол, а немцы в "машинный" - и те и другие добиваются успехов, только когда опираются на свои сильные стороны. В экономике так же: успехов достигают те, кто опирается на сильные стороны нации и нивелирует слабые. Крым - частный случай такой задачки. Если удастся правильно позиционировать эту благодатную местность, то шанс на развитие есть.

    Полуострову необходимо придумывать свои "фишки". Продолжать делать основную ставку на море/пляж - заведомый тупик, нужно искать свою "игру". "Фишками" мог бы стать горный туризм или другие возможности, типа развитие развлечений для детей, спа-комплексы - над этим нам и крымчанам надо подумать. Примеры есть: открыт музей морских катастроф - чем не "фишка"? Я бы порекомендовал в каком-нибудь отеле открыть музей ежей, в другом мини-зоопарк по примеру подмосковных отелей и т.д.

    С другой стороны, даже "фишки" нужно уметь продвигать - в одном из отелей под Ялтой есть хороший спа-комплекс. Я услышал об этом и захотел съездить, но не смог найти телефона даже в платной справочной. Когда я все-таки туда добрался, на ресепшен сказали: у отеля "недавно" (всего год назад!!) сменился номер телефона. Отсутствие клиентоориентированности - еще одна проблема, которую в Крыму нужно решать, если он всерьез хочет конкурировать за туристов. Любой, кто хоть раз бывал на полуострове, знаком с крымским "сервисом". При обращении к южнобережной официантке/продавщице обычно возникает впечатление, что ты со своим салатом/халатом отрываешь ее от какого-то чрезвычайно важного дела.

    Сложно и с еще одной исконной отраслью - виноделием. Проблема в заметной утрате традиций и отсутствии хорошего "частного хозяина". Почти 25 лет у государственных винных управленцев не было действий, позволивших хотя бы "правнукам" производить реально высококачественные вина. Еще проблема - это массовая вырубка виноградников под коттеджи, которая наблюдалась в последнее время. Не уверен, что крымское виноделие способно стать конкурентоспособным на мировом уровне. Но это и не обязательно: в мире немало локальных винных брендов. Они известны и любимы в определенных местах. Но для этого в отрасли нужны хозяева, способные думать не только о сиюминутном набивании карманов. Тогда есть шанс изменить положение дел. Ведь традиции виноделия насчитывают здесь сотни лет. На это потребуется время (сам процесс виноделия не терпит спешки) и изменение психологии людей, принимающих решения. В общем, всем связанным с крымскими проблемами есть над чем задуматься.

    Поделиться