Сопродюсер с российской стороны - Наталья Мокрицкая, украинка, живущая в России.
Российская сторона по фильму все обязательства, в том числе и финансовые, выполнила, и украинская на сегодняшний момент выполняет. Съемки заканчиваются по плану 14 июля 2014 года. В прокат двухчасовой фильм планируют выпустить к 70-летию Великой Победы - то есть в мае 2015 года. В двух странах одновременно. Готовится также и четырехсерийная телеверсия.
У всех копродукций - совместных киноработ нового времени - России и Украины была сложная судьба. Картина Ильи Хржановского "Дау" - о Ландау и его жене - снимается уже около семи лет и до сих пор не готова. Картина Алексея Германа-младшего "Под электрическими облаками" - тоже копродукция и также "долгострой". Историческая драма "Алмазный крест" Дениса Карасева о хирурге Валентине Войно-Ясенецком, ставшим православным святым Святителем Лукой, снималась более трех лет и пока так и не вышла к зрителям… У авторов "Битвы за Севастополь" были амбиции сделать серьезный российско-украинский проект и довести работу над ним до конца. Тема намеренно была выбрана такая, чтобы она касалась общей истории двух стран: о Герое Советского Союза снайпере Людмиле Павличенко. Проект фильма победил на питчингах в двух странах. В декабре 2012 года - на Украине, в мае 2013-го - в России. Обозреватель "РГ" расспросила режиссера Сергея Мокрицкого, о чем фильм и как идет работа над ним.
Сергей Мокрицкий: Наша картина рассказывает о Людмиле Павличенко - самой результативной женщине-снайпере Великой Отечественной войны. У нас про нее никто не знает, а за рубежом о ней снят не один документальный фильм. Она прожила довольно сложную жизнь. В 1937 году поступила в университет на исторический факультет и окончила его в 1941-м. Во время работы над дипломом в Одессе пошла добровольцем на фронт. В 1942 году была комиссована, но за время, проведенное на войне, убила 309 фашистов. Для сравнения: за четыре года войны Василий Зайцев, Герой Сталинграда, автор книги "За Волгой земли для нас не было. Записки снайпера" (его в фильме "Враг у ворот" играет Джуд Лоу), убил 211. У него был талант. А она была феноменальной. До сих пор жива бабушка Хижняк в Балаклаве под Севастополем, которая ее знала. Я с ней много разговаривал, снимал ее. Она говорила: "Могу вам сказать, что Людмила реально умела быть невидимой".
Как Павличенко оказалась в Севастополе?
Сергей Мокрицкий: Она воевала под Одессой. Когда в октябре 1941-го Одесса была сдана, началась эвакуация армии в Севастополь. Немецкая армия зашла в Крым и потихонечку "выжимала" советские войска. Был организован СОР - Севастопольский оборонительный рубеж, который держался 250 дней. Три раза немецкая армия пыталась прорвать СОР и не могла. И только 30 июня 1942 года Севастополь был сдан. Часть армии - 2800 человек - под командованием адмирала Филиппа Октябрьского успела покинуть город. А сто тысяч армейских и гражданских остались и были разбиты. Павличенко, которую ранили, уехала из города 16 июня 1942 года. Севастополь падет через 14 дней…
Раненую Павличенко перевозят в Москву. Ее вылечили, и она стала преподавать в школе для снайперов. А в августе 1942 года в составе группы Красавченко она направляется в Америку на Ассамблею молодежи и студентов антифашистских стран. Эту ассамблею организовала Элеонора Рузвельт - жена американского президента. Наши хотели побыстрее открыть второй фронт, именно поэтому три человека - два снайпера и один партработник - были направлены в США. Людмила Павличенко там была самой необычной представительницей среди делегаций всех стран. В реальности она не говорила по-английски, но у нас в фильме говорит. После ассамблеи, где она очень эффективно выступила, они собрали пожертвования - около 2 млн долларов. Павличенко стала подругой Элеоноры Рузвельт. Жену президента в нашем фильме играет Джоанн Блэкхем - звезда британского кино, которую вы можете знать по фильму "Дневник Бриджит Джонс" и другим. Белый дом мы снимали в Киеве.
Получилось так, что Павличенко была результативна не только как снайпер, но и как дипломат. Когда она вернулась в Москву, Сталин лично ей вручил звезду Героя Советского Союза и больше никуда не посылал воевать. Она написала диссертацию, вырастила сына. Сын ее умер в 2007 году, а она сама в 76 лет угасла от рака. Похоронена на Новодевичьем.
Кто играет главную роль?
Сергей Мокрицкий: Было много актрис, которых мы пробовали на роль Людмилы Павличенко. Но больше всего меня поразила актерская сила Юли Пересильд, потому что я даже во время проб не заметил, что она была на шестом месяце беременности. Я ее заставлял делать физические упражнения, держать тяжелое ружье, понимая, что в кино она с ним должна "в обнимку" провести три месяца. Ползать с ним по камням, лежать на земле и так далее.
Личной жизни героини вы тоже касаетесь?
Сергей Мокрицкий: Какое же большое кино без любви? Павличенко написала автобиографическую книгу "Героическая быль", где есть много живых кусков - воспоминаний. Павличенко в книге рассказывает о своей самой большой любви - о снайпере Леониде Киценко. Снайперы же работают парами! Этого снайпера, друга, который сыграл в ее жизни главную роль, сыграл Евгений Цыганов. Человека, который ее любил всю жизнь, сыграл актер Никита Тарасов. Зрители его знают по сериалу "Кухня". Он играет одесского врача Бориса Чопака, который прошел рядом с Павличенко всю войну и остался в Севастополе, отдав ей свою бронь, и погиб там. Она как рядовая, как старший сержант не имела право быть эвакуированной. А он был подполковник, врач - ценный специалист. И он ее спас.
Третью любовь ее жизни, мужчину, который научил Людмилу воевать, играет Олег Васильков. Он играл главную роль в фильме "Конвой". Очень трудно находить актеров на роль снайперов. Потому что снайперы не могут быть ни холериками, ни мужественными красавцами. Это спокойные, невысокие, умные, зрячие, хитрые люди. Поэтому найти актера, который может, лежа в засаде и не шевелясь, сыграть сложную драматическую сцену сложно. Вот Васильков, Цыганов это умеют. За крупным планом такого артиста интересно наблюдать. А актеры, которые играют "навылет", не годятся. Такие бы на войне погибли в первый день.
Женщине, наверное, быть снайпером непросто…
Сергей Мокрицкий: Для нас было очень важно поднять тему женщины на войне. После фильма "А зори здесь тихие", такого подробного раскрытия этой темы у нас в кино не было. А во время войны 800 тысяч молодых женщин- добровольцев пошли на фронт, и больше половины из них погибли. Мы рассказываем о подвиге девушек, о том, что им, даже в бытовом отношении, воевать было очень тяжело. Альтерэго нашей героини - ее подруга-медсестра Маша. Это - выдуманный персонаж. Но Маша - медсестра, и у нее нет таланта убивать. И у подруг у каждой свой счет. Одна говорит: "Я сегодня троих убила", а другая - "А я только двоих спасла, один по дороге умер". Машу играет недавняя выпускница ВГИКа Полина Пахомова. В фильме также играют украинские актеры. Комиссара играет актер Геннадий Ченцов - звезда Севастопольского театра Лавренева. Он просто находка! Также у нас играет актер из одесского ТЮЗа Владимир Лилицкий - вылитый молодой Евгений Урбанский.
Как вы снимаете с точки зрения операторской?
Сергей Мокрицкий: Изобразительно картина поделена на три блока. Грязная, черно-белая война, контрастный цветовой хаос 37-го и 41-го довоенного года и акварельная ньюансовая картинка Америки, которая пышет благостью и радостью. Оператором фильма стал замечательный украинский профессионал - Юрий Король.
Были ли у вас проблемы со съемками в связи с политическими событиями?
Сергей Мокрицкий: У нас был первоначальный сценарий, который имел мало общего с реальными событиями. Например, там была прописана история любви, которой на самом деле не было, между украинкой Павличенко и русским генералом Остряковым. Мы подумали, что ветеранам войны это может не понравиться, тем более живы люди, помнящие людей и события, о которых ведется речь. Поэтому мы подошли к вопросу очень скрупулезно и сценарий был серьезно переработан: мы изучили автобиографическую литературу, военные архивы и снимаем классический байопик Людмилы Павличенко. Жизнь всегда ярче и фантастичней придуманных сюжетов.
Действие фильма начинается в 1957 году, когда в Москву, в квартиру Людмилы Павличенко на Смоленском бульваре приезжает Элеонора Рузвельт. Они в реальности были знакомы, дружили и переписывались. И письма эти сохранились.
Картина охватывает период жизни нашей героини с 1937 по 1957 год. "Битва за Севастополь" - это рабочее название. Потому что в Севастополе Павличенко была меньше года - с ноября 1941-го по июнь 1942 года. Мы рассказываем и о Киеве, где она училась в государственном университете на историческом факультете. И о том, как война застала ее в Одессе. В конце 2013 года мы в Севастополе отсняли 1941-й год. Когда мы в ноябре начали снимать, тогда еще в Крыму не было никаких событий. А вот сейчас - лето 1942 года мы будем снимать в Киевской, Хмельницкой и других областях.
Возникало ли между членами съемочной группы противостояние на политической почве?
Сергей Мокрицкий: В группе украинцы, литовцы, русские, поляки и евреи, и многие приходили на площадку "наэлектризованные". Поэтому я всем сказал, что на работе о политике никто не имеет права говорить - вплоть до увольнения. Понятно, что наше кино это прежде всего люди из двух стран. У нас есть и те, кто отказался работать после политических событий - и русские, и украинцы. Например, директор по кастингу с украинской стороны проявила "бдительность" и сказала, что ей не нравится сейчас "битва за Севастополь": "Я не буду работать, пусть даже буду голодать". А художник по гриму со стороны России сказала: "Меня мама не пускает на съемки, и я боюсь". То есть не думайте, что все гладко. Нам пришлось их поменять. Остались те люди, которые понимают, что отношения в нашей съемочной группе и есть конструкция правильных отношений между нашими странами - то есть доброжелательные и рабочие. И актеры ездят из России на Украину и наоборот, невзирая ни на что.
Сергей Мокрицкий: Когда мы проходили питчинг на Украине, в Киеве, в министерстве культуры мне на украинском языке (на нем шло представление проекта) задали вопрос: "Про какую войну вы будете снимать кино - про Великую Отечественную или Вторую мировую"? Я ответил так: "Меня зовут Сергей. И назван я так в честь своего дяди, который погиб 8 мая 1945 года. И скажите мне, пожалуйста, на какой войне он погиб - на Великой Отечественной или на Второй мировой? Я говорю о проблемах, которые выше этого вопроса. О проблемах женщины на войне - как соотносятся молодая девочка и война рядом с ней. Как убить человека и при этом остаться человеком самому? А не решаю сиюминутные вопросы. Фильм для меня - поиск в нашей общей истории позитивных моментов, которые дают нам право не опуститься окончательно по отношению друг к другу и не стать врагами".
Сергей Мокрицкий: В Америке российская делегация не могла найти общий язык - американцы не понимали лозунги за Сталина и почему именно надо давать деньги на второй фронт. Наша героиня понимала, что нужно найти другие слова. Она сказала следующее: "Мне 25 лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!" И эти ее слова проложили путь к сердцам американцев. Людмиле Павличенко даже посвятили песню. Мы расскажем историю этой песни, и она будет звучать в нашем фильме. И не на финальных титрах.