Льготы для крымских портов усилят транзитный потенциал региона

Министр России по делам Крыма Олег Савельев сегодня днем заявил в Симферополе о возможности введения налоговых и таможенных льгот для портов региона. Это позволит повысить конкурентоспособность портовой системы российского Крыма в Черноморском бассейне.   

По словам министра,  речь идет о том, что, в связи с режимом особой экономической зоны (ОЭЗ), портам полуострова предоставят полную или частичную отмену таможенных пошлин и налогов при ввозе и вывозе товаров. Каких конкретно портов будет касаться это решение, пока не уточняется. Правда, министр "предполагал, чтобы это были все крымские порты. Но инструмент принятия решений будет зависеть от налоговой базы, специализации порта и его размещения".

Эти меры связаны со всё большей востребованностью крупного транзитно-перегрузочного потенциала портов Крыма. Поскольку растет уровень перегруженности большинства российских портов Ростовской области и Краснодарского края, с помощью портов Крыма - с учетом планируемых льгот - можно будет равномерно распределить и, соответственно, заранее планировать загрузку портово-железнодорожных коридоров всего Юга России. И, одновременно, привлекать новые грузопотоки в крымские порты.  

Как пояснила "РГ" Полина Винокурова, директор по маркетингу логистической компании "Молком", "привлекательность направлений бизнеса будет зависеть от "фокуса" государственной экономической политики в регионе, включая возможность введения льгот для инфраструктурных проектов и предприятий. Причем, как считает П.Винокурова, "логистика в процессе интеграции Крыма в экономику РФ может стать  "локомотивом" для многих других отраслей региона".

Что касается привлекательности крымской транспортной системы для инвесторов, "транспорт, логистика и сервис, связанный с обслуживанием пассажиро- и грузопотоков, могут стать зонами инвестиционной привлекательности на ближайшее десятилетие, - пояснил "РГ" Андрей Панычев, гендиректор Ейского морского порта.  - Уже прорабатывались проекты паромного сообщения между портами Ейск, Азов, Таганрог, Керчь. Их реализация прежде не получила развития. Но при грамотном подходе, создать новые грузовые паромные и морские пассажирские линии можно менее чем за один год. С учетом ожидаемого грузо- и пассажиропотока, окупаемость инвестиций может быть достаточно быстрой - 5-6 лет, что, несомненно, будет привлекательно для инвесторов".

При этом Андрей Панычев уточнил, что  развитие портовой инфраструктуры - вопрос "насущный для всех портов России, т.е. не только крымских. Например, "причальные и гидротехнические сооружения портов Крыма и Севастополя требуют серьезной реконструкции". Причем в эти проекты, по мнению А.Панычева и других экспертов, целесообразно внедрять принципы государственно-частного партнерства.

Что же  касается роли транспорта среди приоритетов экономического развития полуострова, Роберт Абдуллин, президент Международной организации кредиторов (WOC), пояснил "РГ": "с учетом экономических традиций и возможностей региона, требуется, по-моему, сочетание 3-х направлений: освоение местной ресурсно-сырьевой базы с творением перерабатывающих мощностей, развитие транзитного потенциала Крыма и его курортно-туристической сферы. Имеется много образцов опытного сочетания этих направлений в экономике регионов такового рода (французских Гвианы и Новой Каледонии, Карибских островов Голландии, испанской Сеуты). Крыму, по образцу этих территорий, целесообразно обладать многоотраслевой экономикой". А решение таких задач, как полагает Р.Абдуллин, "возможно и  в рамках особенной экономической зоны".