Министерство здравоохранения и Национальная медицинская палата вынесли это предложение на всеобщее обсуждение. Предлагается установить время приема больных участковыми терапевтами и педиатрами, а также семейными врачами. По этим нормам будут рассчитывать загруженность медучреждений и необходимую численность врачей.
Речь идет о проекте приказа министерства, который утвердит "Отраслевые типовые нормы времени приема одного пациента врачом-педиатром участковым, врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом)". Минздрав предлагает на осмотр пациента врачом-терапевтом выделить 10 минут, педиатром - 9 минут, нормы приема для врачей общей практики чуть выше - 12 минут на пациента. Предлагается также, что при проведении профилактических осмотров и диспансерного приема норма приема сократится на 60-70 процентов.
В Минздраве говорят, что цифры не взяты с потолка: в нескольких регионах проводился хронометраж работы врача, чтобы выяснить, сколько реально времени уходит на осмотр и опрос, беседу с пациентом, заполнение истории болезни, выписку рецептов.
Авторы документа уточняют, что непосредственно на контакт с пациентом врач должен тратить не менее двух третьих времени приема. Остальное - это уже работа с документами.
В профессиональных кругах документ обсуждается активно, и большинство высказавшихся настроены критично. Во-первых, говорят врачи, непонятно, эти 10 минут отводятся непосредственно на контакт с больным, или включают и время оформления документов. В первом случае - это примерно тот уровень загрузки, по которому работают поликлиники сейчас. Если все же "общее" время приема предлагается уменьшить, о внимательной и вдумчивой работе в таких жестких условиях и речи быть не может. "Пятнадцати и, может быть даже, десяти минут хватит для вторичного приема, для того, чтобы закрыть больничный, когда человек выздоровел. Но когда человек приходит в первый раз, мне лично нужно минимум 20 минут, чтобы установить контакт и выяснить, что с человеком происходит. А если пришел пожилой пациент, которому приходится все подробно объяснять, иногда и в полчаса не укладываюсь", - рассказала "РГ" врач-терапевт высшей категории. Именно поэтому, призналась собеседница "РГ", она и ушла работать в коммерческую клинику, где более гибкий подход к организации приема.
Мнение это довольно типично, примерно то же говорят многие участники обсуждения. Особенно удивляет врачей то, что в Минздраве постоянно говорят о переходе на новую систему оплаты врача - об эффективном контракте, предусматривающем оценку его работу по конечному результату. Как будут сочетаться требования повышения качества лечения с жесткими нормами приема пациентов - врачам непонятно.
Правда, в документе предусмотрено, что регионы вправе отклоняться от норматива на 15 процентов в зависимости от плотности населения, показателей заболеваемости, количества медперсонала. Важно также, насколько к новым условиям будет подготовлено рабочее место врача, каков уровень информатизации поликлиники, где он работает.
Надо сказать, что довольно жесткие нормы приема пациентов существуют не только в нашей стране. Центр по контролю и профилактике болезней США, несколько лет назад провел опрос, насколько американцы удовлетворены записью и приемом врачей первичного звена (без учета стоматолога). Лишь 41 процентов посещений продолжался более 15 минут. 11-15 минут врач тратил на каждого третьего пациента. До 10 минут - на каждого четвертого. При этом участники опроса жаловались, что врачи уделяют им недостаточно внимания.