Мир только входит в эпоху тотальной перестройки экономики, общества и международных отношений. Прежняя система мировой экономики разрушена "Великой рецессией" 2008-2009 годов, а новая все еще не запущена, считают в Институте мировой экономики и международных отношений РАН.
В среду там прошла презентация фундаментальной монографии "Глобальная перестройка", которая стала поводом для обсуждения перемен, с которыми сталкиваются страны во всем мире. Чем завершится поиск "новой нормальности", никто не знает. Но уже сейчас ясно, что он будет долгим и разрушительным. От общемировых изменений нельзя укрыться за государственными границами. И возможности национальных правительств теперь ограничены.
Уже не получится проводить экономическую политику, не учитывая общемировой контекст, подчеркнула первый замдиректора ИМЭМО, академик Наталья Иванова. Один из главных трендов - роль дешевой рабочей силы как сравнительного преимущества стран в мировой экономике, будет радикально снижаться, а значение капиталоемких технологий - только возрастать, полагает завотделом экономической теории Сергей Афонцев. А это означает, что разрыв между темпами роста развивающихся и развитых стран сократится с 4 до 1,5-2 раз.
Старая истина - мир стареет. Но она уже применима не только к развитым, но и развивающимся странам. Отсюда системный кризис пенсионных систем, который неразрешим без нового баланса поколений. В лидеры могут вырваться страны, которые научатся активно использовать потенциал 60-80-летних людей, считает декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. По его словам, во всем мире начался ценностный сдвиг. Чего стоят бразильцы, выступающие против футбола!
Известный американский интеллектуал Фрэнсис Фукуяма пророчил конец истории: западные страны достигли вершины социокультурной эволюции человечества, и остальным государствам остается лишь "подтягиваться" к ним. Однако история распорядилась иначе, считает экс-глава Банка России Сергей Дубинин. Развивающиеся страны смогли предложить обгоняющее развитие, но при этом они не стали до конца воспринимать модели "цивилизованных" стран.