Госдума повторно рассмотрит поправки к закону "О рекламе"

Депутаты Госдумы отклонили очередной законопроект, которым предлагалось ввести полный запрет рекламы лекарств, медицинских услуг и медицинских изделий в неспециализированных СМИ.

Им оставляли для рекламы лишь различные профессиональные мероприятия и специализированные медицинские издания. Он был внесен в Думу еще в июле прошлого года депутатом Антоном Беляковым, который с той поры уже успел стать членом Совета Федерации.

Однако на законопроект были получены отрицательные заключения как ответственного Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, так и Комитета по охране здоровья, и он был не рекомендован к первому чтению.

Тем не менее, некоторые издания сегодня сообщили о том, что такой запрет Госдумой принят, а Ассоциация международных производителей медицинских изделий (IMEDA) сегодня же распространила официальное заявление о том, что обеспокоена  возможным введением полного запрета на рекламу медицинских изделий везде, кроме профессиональных мероприятий и специализированных СМИ.

"Ассоциация IMEDA считает такую меру неоправданной: запрет ограничит доступ пациентов к информации о важнейших медицинских изделиях - тонометрах, глюкометрах, тест-полосках, линзах, урологических продуктах и т.д.", - говорится в заявлении.

"У законопроекта Белякова нет шансов быть принятым, - сообщил "РГ" руководитель аппарата Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Евгений Никитухин. - Тут, видимо, имеет место путаница с поправкой, которая, напротив, отменяет запрет на рекламу медицинских услуг. Он действительно принят в первом чтении в конце апреля".

Об этой поправке "РГ" уже сообщала, а инициирована она была председателем Комитета по охране здоровья Сергеем Калашниковым как раз после обращения нашей газеты в январе с.г., когда из-за запрета полностью встал рынок рекламы медицинских услуг. Но оказалось, что благая инициатива породила новую проблему.

"Действительно, поправкой из закона "О рекламе" были убраны строчки, касающиеся запрета на рекламу медицинских услуг, - прокомментировали коллизию в IMEDA. - Но одновременно после слов "и медицинских изделий" убрали и следующие за ними слова  "для использования которых требуется специальная подготовка". В результате получается, что сохранился запрет на рекламу вообще всех медицинских изделий".

Депутаты Госдумы в последнее время довольно часто выступают с различными инициативами, касающимися лекарств, медизделий, медуслуг, биологически активных добавок и т.д.
Это совершенно оправданно:  вопросы здоровья относятся к числу важнейших для всех, и тут нет мелочей. Однако иные инициативы, не будучи хорошо продуманными, приводят к обратному результату. Теперь получается, что под запрет попала реклама таких необходимых в каждой семье медицинских предметов, как градусник, ингалятор, массажер, тонометр, и таких жизненно необходимых больным людям изделий, как глюкометр, спинхалер, трость, бандаж и т.п. Видимо, депутатам придется еще раз вернуться к рассмотрению этого вопроса на втором чтении законопроекта.

Предложение Ассоциации: вместо полного запрета необходимо ужесточить контроль над содержанием рекламных сообщений.