Хоккеиста Фетисова встретили овациями на кинофестивале в Каннах

Фильм "Красная армия" о феномене советского хоккея, увиденном глазами молодого американского режиссера Гэйба Польски, на Каннском фестивале прошел в пятницу вечером и собрал полный зал, где оказалось много молодежи. Картина значится во внеконкурсной афише Специальных показов.

И с первых минут появления в зале автора фильма и его главного героя стало ясно, что Фетисов и во Франции - Фетисов. Легендарный хоккеист с супругой и дочерью был встречен приветственными воплями и шквалом долгих аплодисментов.

- То, что я здесь в Канне, можно считать сном наяву, - сказал публике по-английски Вячеслав Фетисов.

Картина Гэйба Польски сделана умно и честно, в ее интонациях чувствуется явная симпатия к хоккейному феномену, чудом явившемуся из недр советской системы и возможному только при такой системе с ее жестко диктаторскими принципами и упором на коллективизм. Внимание автора сосредоточено на знаменитой "красной пятерке": Фетисов - Ларионов - Касатонов - Крутов - Макаров. На особых, совершенно братских отношениях внутри команды, которые и стали основой ее уникального единства. Отсюда, по версии Гэйба Польски, креативный подход к игре,  возможный только в таком бескорыстно спаянном коллективе, команде одной, но пламенной идеи - своего рода антиподе индивидуалистическому сознанию и системе высокооплачиваемых звезд, принятой на Западе.

Становление знаменитой команды и ее победный путь по планете даются в фильме, через хронику и многочисленные интервью, - в параллель эволюции и дальнейшему распаду самого Советского Союза. В кадре являются Сталин, Хрущев, Рейган, Картер, Горбачев, Язов и Путин, пригласивший Фетисова вернуться на родину в качестве высокопоставленного спортивного чиновника. Прослежены и судьбы членов самой этой "пятерки", которая тоже распалась, столкнувшись с новыми для себя капиталистическими условиями и, соответственно, новой философией хоккея. Эти моменты фильма - наиболее драматичные. Вчерашних друзей разлучили не только расстояния, но общественные системы, в новизну которых не каждый сумел вписаться. Соратники становились противниками, в том числе и идеологическими.

Среди комментаторов картины - Владимир Познер, выступивший для западного зрителя своего рода гидом в лабиринте хитроумных отношений спорта и власти, понимающей хоккей как один из главных аргументов в идеологических спорах с капиталистическим миром. Результатом этого подхода  стало противоестественное положение хоккея, который в СССР был много больше, чем игра: в нем поражение приравнивалось к предательству.

По характеристике журнала The Hollywood Reporter, это фильм "о всепобеждающей машине, вышколенной в условиях военного тренировочного лагеря в качестве орудия идеологической пропаганды. Как считает сам Гэйб Польски, это картина - не только о хоккее, но, в сущности, и об особенностях русской души.

К созданию фильма компании Sony Pictures Classics причастен и немецкий классик Вернер Херцог, выступивший в качестве сопродюсера. Права на европейский и североамериканский прокат картины уже проданы. Поговаривают и о возможном выдвижении на премию "Оскар", но судить об этих перспективах фильма пока рано.