19.05.2014 23:41
    Поделиться

    Конкуренцию металлургическим гигантам составят микропроизводства

    Металлургические мини-, микро- и нанозаводы в ближайшем будущем займут около 40% российского рынка металлоснабжения, сравнявшись по этому показателю с ведущими индустриальными странами. Ключевые факторы, которые будут способствовать их экспансии, это быстрорастущий интерес к металлургии принципиально новых инвесторов, которые до недавнего времени не были представлены в этом бизнесе, однако видят значительный рынок сбыта и экономический потенциал мини-производств, отсутствие у мини-заводов огромной долговой нагрузки по сравнению с крупными комбинатами, в разы более дешевый транспортный тариф благодаря близости к потребителю.

    Мини-заводы - это компактные электросталеплавильные предприятия неполного цикла мощностью до 1-2 млн тонн продукции в год, ориентированные на локальные рынки и использующие в качестве сырья металлолом. Доля таких мини-заводов на российском рынке сегодня составляет около 10%.

    Традиционно в мини-заводы инвестируют крупные металлургические холдинги, которые хотят сократить транспортные и складские издержки и стать ближе к покупателю. Однако сегодня мы фиксируем преломление тренда: в Центральном регионе, в Сибири, на Северо-западе и на Юге в ближайшие три года будут заложены новые мини-металлургические заводы совокупной мощностью более 4 млн тонн cтали, а инвестиции в проекты составляют около 1,5 млрд долл. Основные инвесторы - это энергетики, владельцы ТЭЦ, гидро- и атомных электростанций, которые обладают свободными территориями для размещения металлургического оборудования и сопутствующих объектов.

    По подсчетам экспертов, они смогут обеспечивать электросталеплавильные печи своих мини-заводов практически в 2-3 раза более дешевой электроэнергией по сравнению с большими предприятиями. Это серьезная заявка на успех, когда на 1 тонну стали может приходиться 400-600 кВт потребленной электроэнергии. На это накладывается еще одно преимущество мини-заводов - минимальные транспортные и складские издержки. Это связано с тем, что ориентация в сбыте у мини-заводов идет на потребителей, расположенных в радиусе 500-700 км от производства, что делает возможной доставку металла автотранспортом непосредственно со склада производителя. То же самое касается и снабжения производств основным видом сырья - доставка лома идет автотранспортом в радиусе 500 км.

    У традиционных комбинатов среднее расстояние до потребителя превышает 1500 км. Ломосбор - в радиусе 900 км, уголь - более 2000 км. Здесь можно говорить только об использовании железной дороги, которая с учетом перевалки грузов дает в себестоимости 1 тонны готовой металлопродукции дополнительные 4-5 тыс. руб. Надо вспомнить и о долговой нагрузке, которая у большинства предприятий сравнима с годовой выручкой. Значит, необходимо добавить 2-5 тыс. руб. дополнительных расходов на 1 тонну. Мини-заводы практически лишены всех этих обременений. При грамотном подходе мини-заводы позволяют иметь себестоимость на 4-6 тыс. руб. меньшую по сравнению с обычными заводами.

    Транспортная рента сокращается за счет близости к конечному покупателю и сырью. Как правило, они находятся в радиусе не более 500 км от мини-завода. Более чем на 90% перевозок приходится на автотранспорт, что также обеспечивает доставку точно в срок и ее гарантированность. Сегодня основным потребителем продукции мини-заводов в России и мире является строительный сектор, которому удобно закупать арматуру по невысокой цене с практически отсутствующими затратами на складское хранение. Мини-заводы позволяют производить ровно столько продукции, сколько нужно именно сейчас, и при этом они ничего не теряют за счет малых масштабов производственных мощностей и использования электросталеплавильных технологий. Однако одно из главных преимуществ бизнес-модели мини-заводов - это широкие возможности кастомизации - настройки под потребителя, адаптации под потребности конкретного заказчика.

    Главная проблема металлургических гигантов в том, что они в массовом порядке делают либо полуфабрикаты, уходящие преимущественно на экспорт, либо рядовые марки сталей. Ни то ни другое не подходит для сегментов, где нужны небольшие партии металла определенного качества и свойств. Это касается прежде всего оборонно-промышленного комплекса, машиностроения и автопрома, а также практически всего малого и среднего бизнеса. Например, в регионе расположения мини-завода находятся предприятия ОПК, которым нужна сталь заданного качества, производство которой невыгодно крупным комбинатам. Это хорошая ниша для микро- или нанозаводов, поскольку сейчас такой спрос удовлетворяется за счет импорта, что не очень хорошо с точки зрения обороноспособности. Специализация мини-заводов сегодня также расширяется в сторону прокатного листа, чугуна и стальных труб.

    Новым инвестором микро- или нанозавода может стать практически любой обладатель металлофонда, в т.ч. сами поставщики лома, любые крупные корпорации. Бизнес-модель мини-заводов привлекательна возможностью организации полного цикла производства, сбора металлолома и сбыта продукции всего за 2-3 года при сроке окупаемости до 5 лет, что выгодно отличает их от крупных производств. Если мы говорим про европейское оборудование, стоимость одной тонны мощности составит для инвестора около 300 долл., соответственно если завод выпускает 100 тыс. тонн продукции в год, то общие вложения в проект составят 30 млн долл. Мини-заводы более прибыльны и рентабельны, чем крупные комбинаты: мировой опыт свидетельствует, что если у большого металлургического производства рентабельность достигает 10%, то мини-заводы (например, в США) получают до 20%.

    Поделиться