Межведомственная комиссия по анализу причин неудачного запуска ракеты-носителя "Протон-М" 16 мая исключила ошибку в расчетах и сбой в системе управления. В качестве основной предварительной причины аварии ракеты рассматривается сбой в работе рулевого двигателя третьей ступени, изготовленного на Воронежском механическом заводе.
- По данным телеметрии, во время происшествия давление в двигателе упало в 15 раз. Регулирование тяги извне не предусмотрено и, соответственно, падение давления не может быть вызвано сбоем в программе полета, - рассказал председатель комиссии, первый заместитель генерального директора ФГУП "ЦНИИмаш" Александр Данилюк.
Третья ступень "Протона" начала работу на 324 секунде полета и должна была завершить ее на 583 секунде. В ночь на 16 мая полет ракеты прекратился на 546 секунде, до отделения головной части третья ступень не доработала 37 секунд, добавил Данилюк.
Напомним, ракета-носитель "Протон" должна была доставить на орбиту тяжелый спутник связи "Экспресс-АМ4Р" стоимостью 7,2 миллиарда рублей. Из-за аварии головная часть ракеты со спутником и разгонным блоком "Бриз-М" не смогла отделиться от "Протона" и сгорела в атмосфере. Спутник был застрахован.
В Воронеже на механическом заводе и Конструкторском бюро химавтоматики - где, соответственно, был произведен и разработан отказавший двигатель, - созданы свои комиссии по расследованию причин инцидента. Официально причины аварии будут озвучены к середине июня.