19.05.2014 23:45
    Поделиться

    С электросетевого рынка уберут недобросовестных игроков

    Минэнерго разрабатывает критерии отнесения владельцев электросетевого оборудования к территориальным сетевым организациям (ТСО). В результате "чистки" рядов от недобросовестных членов численность ТСО может сократиться в разы. Тем временем в регионах за их деятельность расплачиваются не только потребители, но и другие игроки электросетевого рынка.

    За последние восемь лет число ТСО в России выросло с 400 до 4,5 тысячи. Однако, по оценкам минэнерго, лишь часть из них обладает минимальным количеством оборудования и может полноценно обслуживать потребителей. В итоге к 2020 году их число сократится в четыре раза. При этом, по словам Александра Хуруджи, председателя НП ТСО, как таковой задачи сократить их число не стоит: необходимо, чтобы рынок стал профессиональным, чтобы ТСО не "утяжеляли" тарифы для потребителей. Сегодня сетевая доля в тарифе на электроэнергию для потребителей составляет около 30-35%.

    Разрозненность и недобросовестность ряда ТСО в стране - серьезная проблема. По словам аналитика Инвесткафе Екатерины Шишко, в ряде регионов сетевые организации выстроили серые схемы работы. Причем зачастую по их правилам играют серьезные союзники - власти и промышленные предприятия.

    - Целый ряд ТСО получает сверхприбыль за счет того, что связи их собственников с региональными властями позволяют им защитить довольно высокий тариф. При этом затраты компании минимальны, так как отсутствует контроль качества предоставления услуг ТСО, - полагает эксперт.

    Схема проста. Некрупная ТСО с квалифицированными юристами, обслуживая по договору аренды небольшой кусок сети, утверждает в региональной энергетической комиссии индивидуальный тариф на услуги по передаче электроэнергии для взаимных расчетов с так называемым держателем "котла" - государственной сетевой организацией, которая распределяет средства между всеми сетями. После этого ТСО принимает в пользование электросетевое имущество иных собственников, к примеру, промышленных предприятий. При этом величина оплачиваемой госкомпанией энергии и мощности в адрес ТСО резко увеличивается, порой более чем в 40 раз. При этом возникает парадоксальная ситуация, когда по итогам года у ТСО с годовой выручкой, скажем, 40 млн рублей возникают "дополнительные доходы" - до 500 млн только в результате применения тарифа, утвержденного для небольшого участка сети, умноженного на большой объем передачи электроэнергии через подстанции, взятые в аренду у промышленного предприятия. "При существующей нормативной базе потребителям выгодно сдавать в аренду собственные электросетевые активы, и ТСО этим пользуются. При сдаче подстанции в аренду уровень тарифного напряжения для потребителя не меняется, так что он начинает получать дополнительный доход от ТСО за аренду оборудования, а ТСО на этих активах извлекает дополнительную выручку за счет "котлодержателя" или потребителей", - говорит Хуруджи.

    В регионах территориальные сетевые компании активно рекламируют свои услуги, предлагая промышленникам экономить сотни тысяч рублей, сдав в аренду свое электросетевое оборудование. Подобные примеры есть в Тверской и Московской областях, Пермском крае. В пресс-службе "Россетей" отмечают, что для держателей "котла" в регионах последствия таких "протечек" критичны: это ведет к сокращению инвестиционных и ремонтных программ. В итоге снижается надежность электроснабжения. По оценке экспертов, разработка минимальных технологических критериев могла бы стать эффективным инструментом борьбы с злоупотреблениями ТСО.

    - Пока, однако, серьезных подвижек в этом деле не наблюдается: минэнерго подготовило проект постановления правительства, которое наконец должно определить критерии отнесения сетевых компаний к ТСО, но критерии очень мягкие, и к вытеснению с рынка большого количества игроков эти меры не приведут, - отмечает Шишко.

    По мнению Хуруджи, порядок на рынке можно навести только в результате введения целого комплекса мер: "Это должно быть синхронное введение законодательных актов по бенчмаркингу потерь и саморегулированию. Только сложив все эти детали в единый паззл, мы получим результат. Скорее всего, это произойдет не раньше 2015 года".

    Кроме того, эксперты говорят о необходимости корректировки методики расчета тарифов, а также об изменении правил госрегулирования. В частности, придется разрешить региональным регуляторам пересматривать в течение года установленные тарифы для взаимных расчетов между сетевыми организациями.

    Поделиться