Главой комиссии Совета судей по противодействию коррупции был выбран председатель Тамбовского областного суда Евгений Соседов. Также на пленарном заседании обсудили положение, прописывающее порядок работы этой комиссии. Ее работа будет скорее канцелярской: проверить декларации, разобраться с сигналом. Возможно, задать кому-то неудобные вопросы.
Сегодня судья защищен особым статусом. Но как быть, если судья, пользуясь тем, что его так просто не проверить, работает на свой карман? Снимать с судьи "бронь" неправильно, потому что тогда можно броситься в другую крайность - судья станет уязвим. Поэтому правоведы искали другие пути, как развернуть антикоррупционную работу в судах. В итоге было принято решение создать антикоррупционные комиссии, состоящие из самих судей.
Помимо прочего комиссия сможет по поручению председателя Совета судей России проверять сообщения о конфликтах интересов во внеслужебных отношениях, а также при исполнении судьями своих обязанностей. Наказывать и тем более лишать кого-то должности комиссия не сможет, она будет вправе только вынести свои предложения по устранению конфликта интересов или каких-то нарушений. Допустим, друг детства судьи является одной из сторон по делу, как поступить судье, чтобы на мантию не упала тень? Или как-то на званом ужине какой-нибудь знакомый банкир предложил кредит по выгодной ставке, может ли судья согласиться на предложение, не нарушив профессиональную мораль? Этими вопросами может заняться комиссия.
Подобные структуры будут созданы и в регионах. Решения комиссии, как предусмотрено, получат лишь рекомендательную силу. Но вряд ли кто-то осмелится к ним не прислушаться. Заседания комиссии должны проходить по мере необходимости, но не реже двух раз в год. В Совете судей особо подчеркивают, что комиссия должна проводить свою работу "при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность". Иными словами, давить на судей нельзя, но можно поговорить по душам по каким-то личным вопросам, прояснить, не мешают ли родственные или дружеские связи справедливой работе. Если же возникли вопросы к собственно решениям судьи, то их надо рассматривать в рамках соответствующего процесса. Для этого есть процедуры обжалования: апелляция, кассация и т.п.
"К основным задачам комиссии отнесены участие в реализации государственной антикоррупционной политики, содействие в соблюдении судьями ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также вовлечение их в активное участие в осуществление мер по предупреждению коррупции", - пояснили корреспонденту "РГ" в Судебном департаменте при Верховном суде России.
Кстати, недавно закон обязал судей предавать гласности так называемые внепроцессуальные обращения. Проще говоря: когда кто-то посторонний попросил "повнимательней" присмотреться к такому-то делу. Судья должен зафиксировать это в специальном журнале, а потом данные публикуются на сайте суда. Там же должны вывешиваться и посторонние письма с подобными же просьбами. Когда соответствующий проект еще только обсуждался, эксперты говорили о том, что без контроля эта норма будет просто декларацией. "Необходимы подразделения, которые могли бы заниматься в судах антикоррупционной работой, - говорили собеседники "РГ". - Но ведь это же не могут быть в самом деле особые отделы при судах". Сейчас найдено разумное решение: доверить такую работу самому судейскому сообществу.