Когда-то считавшийся "хозяином Донбасса" Ринат Ахметов, сделал окончательный политический выбор.
Ахметов, всегда позиционировавший себя патриотом родного края, после месяцев молчания, лавирования и недомолвок окончательно выступил против интересов земляков. Но, дав обещание "очистить Донецкую область", он переоценил свои силы - на митинг в поддержку "единства Украины" на "Донбасс-арене" ему удалось согнать лишь пару сотен человек из сотен тысяч зависимых от него рабочих. За "массовый автопробег" в пользу того же "единства" украинские СМИ выдали обычные дорожные пробки в Донецке. Иными словами, отчаянная попытка Ахметова показать "кто в доме хозяин" закончилась провалом. Народ Ахметова не поддержал.
Имидж защитника интересов Донбасса Ахметову вырисовывали опытные американские политтехнологи, а не он сам, своей биографией. В действительности же этот олигарх едва ли не самый прозападный украинский бизнесмен, наряду с Виктором Пинчуком, кичившимся своими связями в кругах иностранного истеблишмента.
Основные интересы Ахметова всегда находились не на Донбассе, а в Лондоне, где он купил самые дорогие на памяти местных риелторов апартаменты за 125 миллионов фунтов. А также в Вашингтоне, где за сопоставимые средства Ахметов сформировал пул высокопоставленных лоббистов, цель которых - убедить американские власти в чистоте его прошлого и настоящего.
Убеждать получалось плохо. Юристам пришлось в судебном порядке опровергать украинские и зарубежные публикации о причастности Ахметова к убийствам в "лихие 90-е". Хотя любой житель Донецка без всяких юристов и публикаций знает и помнит, откуда начал свое восхождение к вершинам бизнеса простой паренек Ринат из шахтерского поселка Октябрьский. Он начинал в конце 80-х годов мясником на городском рынке. А перенимал он ремесло у Ахата Брагина, более известного как Алик Грек, - криминального авторитета, успевшего к 1995 году стать реальным хозяином Донецка. Он погиб 15 октября 1995 года в гостевой ложе стадиона "Шахтер" вместе с пятью охранниками от взрыва мощностью в 12 килограммов тротила. Опознать Брагина удалось только по часам "Ролекс". Не было рядом с ним в последние мгновения жизни только Рината Ахметова - правой руки, куратора "силового блока". Говорят, он обязательно должен был присутствовать на этой кубковой игре "Шахтера", но по счастливой случайности опоздал к началу матча. Хотя пробок в те годы в Донецке не было.
Как бы то ни было, но после взрыва Ахметов остался единственным наследником империи Брагина, позже из провинциального "Люкса" ставшей компанией "Систем кэпитал менеджмент" (СКМ), IPO которой Ахметов готовил последние годы.
Из этой краткой биографической справки следует одно - на шахте или у доменной печи Ахметов никогда не работал, поэтому говорить от имени Донбасса попросту не имеет морального права. В отличие, например, от его земляка Андрея Клюева - последнего главы президентской администрации Виктора Януковича, действительно начинавшего забойщиком и горноспасателем.
О том, что с Донбассом Ахметова ничего не связывает, свидетельствует и структура его бизнеса, весьма диверсифицированного и разнообразного - от энергетики и металлургии,до транспорта, медиа и финансов. Но проще всего понять, в чьих интересах играет Ахметов по схеме работы "его" металлургического комплекса.
Фактически металлургические заводы, прямо или на паях контролируемые Ахметовым, занимаются только производством дешевого чугуна, полуфабриката, выплавляемого на экологически опасных и давно не модернизированных предприятиях. Затем этот чугун отправляется в Италию, Болгарию и Великобританию, где у Ахметова также есть заводы, и уже там проходит дополнительную обработку. То есть фактически олигарх не вкладывает ничего в модернизацию и новые производства собственно на Донбассе, а вынуждает металлургов лить дешевый чугун, высокие зарплаты за переработку которого получают европейские рабочие. Там же остается и прибыль дочерней компании СКМ "Метинвест". К этим деньгам Донбасс отношения не имеет.
Разрыв этой паразитической цепочки и многих других не может не пугать Ахметова, поэтому он сопротивляется. Разрыв в случае оформления Донецкой народной республики и национализации его заводов - чем ему уже пригрозил руководитель республики Денис Пушилин, произойдет обязательно.
Фактически Ахметов потерял и влияние на Донбасс через Партию регионов, распад которой происходит на наших глазах, в связи с тотальной утратой поддержки в базовых регионах и нежеланием населения оставаться в составе страны, чей парламент называется Верховная рада. Когда-то Ахметов отказался от депутатского места и даже ограничился небольшой квотой во фракции, оставив вместо себя несколько наиболее близких людей. Сегодня - и это не скрывают видные "регионалы" - олигарх контролирует всю партию.
Кажется, Ахметов, как и прочие украинские деятели, слишком уверовал в силу политтехнологий и опыт американских консультантов, которые почему-то не подействовали на жителей Донбасса. Ахметов прозевал момент, когда антифашистское восстание перешло в социальную революцию, и теперь он для Донецкой республики - ничем не лучше Яроша. Рухнул имидж паренька "из низов", ставшего богатейшим человеком страны. Остался бывший криминальный авторитет, удачливый и хитрый, ни дня в жизни не работавший в шахте, который почему-то долгие годы считался иллюстрацией того, как "вышел в степь донецкую парень молодой".
Президент крупнейшего машиностроительного завода в Краматорске Георгий Скударь в трудный для юго-востока Украины период приехал в город, чтобы поддержать рабочих и горожан. 71-летний владелец многомиллионного состояния (по данным журнала "Форбс" за 2014 год, на его счету значатся 166 миллионов долларов) мог бы без проблем переждать в более спокойном месте. Но как подтвердили "РГ" в пресс-службе Новокраматорского машиностроительного завода, президент НКМЗ в городе и лично решает все вопросы, связанные с руководством предприятием. "Да, сейчас трудно. Но мы работаем", - сообщили в пресс-службе завода. Правда, какой ценой это дается. В адрес завода то и дело раздаются требования выводить сотрудников на акции против Донецкой республики, а в случае ослушания предприятие грозят разрушить при обстреле города. Тем не менее пять дней в неделю 12 тысяч человек посменно приходят на работу, чтобы вовремя выполнить заказы и отправить товар клиентам в Россию, Беларусь, Казахстан, Узбекистан. "Мы хотим покой, мир и чтобы нам не мешали работать, - заявил недавно в интервью Георгий Скударь. - Никаких льгот и преференций я уже давно не прошу. Нужно понимать, чего хотят люди. В первую очередь - безопасность. Киев сегодня несет безопасность киевлянам? Нет, не несет. Можете представить, как люди боятся, что "Правый сектор" придет сюда".
Подготовила Анна Федякина