27.05.2014 23:26
    Поделиться

    Пакгауз Варшавского вокзала Петербурга стал объектом культурного значения

    Градозащитники Петербурга празднуют горькую победу. Одно из самых спорных зданий в городе - пакгауз Варшавского вокзала теперь обладает охранным статусом. Беда в том, что пока готовилась независимая экспертиза, от здания остался только фундамент.

    В Петербурге каждый клочок земли на счету, квадратный метр тут один из самых дорогих в стране, а уж в районах исторического центра ценник и вовсе зашкаливает. А для новостроек в центре места нет. И когда в 2001 году в Петербурге закрылся Варшавский вокзал, застройщики стали кругами ходить вокруг комплекса вокзальных помещений, территория-то огромная.

    Изначально они собирались проложить через этот участок магистраль, которую в Петербурге называют Измайловской перспективой. Она должна была связать Адмиралтейскую площадь с окраинами. Идея магистрали впервые в документах она появилась еще в 1935 году. Один нюанс - дорога прошла бы и через Митрофаньевское кладбище. Пока застройщики проталкивали проект, чиновники из Комитета государственного контроля, использования и охраны памятников (КГИОП) стали собирать документы для присвоения зданиям вокзала охранного статуса.

    - Все знают, что нужно охранять дворцы, особняки, но ведь наше прошлое - это не только история элиты, - говорит доктор архитектуры, профессор Маргарита Штиглиц. - Варшавский вокзал строился в середине XIX века в соответствии с последними достижениями инженерной науки и архитектуры. Он имел особое значение в жизни в города и всей страны, по сути это были ворота в Европу. Поезда здесь ходили самые комфортабельные, современные, в специальном депо, оно, кстати, официально называлось "сарай", находились вагоны для императорской семьи.

    В 2007 году главный корпус признали региональным памятником. А электростанция, депо, водонапорная башня остались без статусов. Общественники и архитекторы не сдались. Они стали собирать документы для новой экспертизы, обратились в архивы. Но и застройщики сложа руки не сидели. В 2007 году были снесены два первых здания. Рядом с вокзалом появились коробки торговых центров. Тогда же начался пересмотр идеи Измайловской перспективы. Вместо магистрали застройщики решили использовать участок под жилое строительство. В конце 2012 года в рамках проекта реновации все здания без защитного статуса должны были быть снесены. Но к тому моменту в охранной зоне оказалась половина вокзала.

    Опасения активистов оказались верными. По выходным без всяких предупреждений здания начали сносить. Активисты, да и сотрудники Госстройнадзора первым делом подумали на холдинг, в ведении которого находились здания. Однако выяснилось, что как только строения вокзала вошли в реестр памятников, компания продала участок. Новый владелец предложил на территории построить жилой комплекс. Однако проект не прошел градсовет, и его отправили на доработку. Сносы зданий Варшавского вокзала в итоге признашли незаконными. В отношении застройщика Госстройнадзор начал возбуждать административное дело. Активисты обратились в Генпрокуратуру, а депутаты Заксобрания - к губернатору.

    В Петербурге действует достаточно жесткий закон о незаконном сносе памятников, максимальный штраф может достигать 90 миллионов рублей. Госстройнадзор, правда, так широко не замахивался, речь шла только о 300 тысячах рублей.

    - В итоге за снос зданий никто ответственности так и не понес, - сообщил "РГ" координатор движения "Живой Петербург" Дмитрий Литвинов. - Владельца и заказчика работ установить не удалось. В отчетах чиновников фигурируют только неизвестные лица. Сейчас большая часть зданий вокзала взята под охрану, и я надеюсь, что это сможет сдержать аппетиты застройщика.

    Между тем в начале мая был снесен западный пакгауз. Депутат Заксобрания Максим Резник обратился по этому факту к вице-губернатору Марату Оганесяну. В своем запросе парламентарий указал, что снос был произведен уже после того, как памятник получил охранный статус. Однако в ответе из Смольного сказано, что пакгауз ни в каком реестре на момент сноса не состоял, и все работы велись в рамках закона.

    - Если честно, я не понимаю в этой ситуации компанию-застройщика, - говорит Маргарита Штиглиц. - Комплекс зданий Варшавского вокзала может стать украшением города, кроме того, эти строения очень функциональны. В них можно разместить магазины, спортзалы, мастерские, производственные корпуса, зачем уродовать город безликими коробками?

    Пока этот вопрос повис в воздухе...

    Поделиться