Показали кино как заключительный аккорд фестиваля "Черешневый лес", "лицом которого", как сейчас говорят, был Олег Иванович. Также он был "лицом" фестиваля "Кинотавр", но об этом в фильме сказано вскользь. После ухода Олега Янковского на "Черешневом лесе" - открытом фестивале искусств - ежегодно вручается премия его имени за лучшие достижения в сфере "важнейших из искусств". День этот "зафиксирован" - 31 мая. По аналогии с 32 мая, которое, как утверждал Янковский-Мюнхгаузен, существует.
Смотреть фильм в компании людей известных и именитых было не только почетно, но и позволяло сразу же проверить свои ощущения. Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Михаил Жванецкий, Владимир Познер, Марк Захаров, Олег Табаков, Валерий Тодоровский, Станислав Любшин, Михаил Швыдкой, Денис Мацуев, Денис Евстигнеев... Часть этих людей снималась в картине, вспоминая об Олеге Янковском.
Но и картина, честно говоря, заслуживала, чтобы ее показывали в таком обществе. Режиссер фильма Аркадий Коган. Он же автор сценария. И это не первая его работа, где он выступает в двойном качестве. Зрители знают его по фильмам "Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй", "Юрий Арабов: Механика судьбы", "Костя Цзю: быть первым". Также он снимал такие картины, как "Овечкины: никто не хотел убивать", "Михаил Жванецкий: Жить долго и умереть молодым".
Сегодня Аркадий Коган - главный режиссер Дирекции научно-популярных программ Первого канала. Один из четырех продюсеров картины - сын Олега Ивановича, режиссер Филипп Янковский.
Название фильма "Янковский" очень удачно, потому что оно вмещает в себя и суть картины - Янковский как фамилия, как род, и Олег Иванович как проявление своей семьи. Именно это в первую очередь отмечали, высказывая свое мнение о фильме, и известные люди, такие, как Наина Ельцина, Валентин Гафт, Олег Табаков. Фильм получился очень личным, при том, что в нем нет ни капли желтизны. Захватывает с первых же минут. Когда на архивной съемке Янковский вспоминает, как Андрей Тарковский просил его в знаменитой сцене со свечой в фильме "Ностальгия" сыграть "жизнь и смерть в одном кадре". ("Он спросил: "Сможешь?". Я ответил: "Конечно, смогу!"). С тех кадров, когда за рулем автомобиля, едущего на дачу, сидит Филипп Янковский, потом смотришь - а это Олег Иванович, и снова Филипп...
Сын Янковского показывает редкие фотографии, к которым давно никто не прикасался. Они лежат на даче, неприметные в измятом целлофановом пакете. Любой другой сделал бы из этих желтеющих бумажных реликвий "иконостас" и увесил был ими всю стену в доме, да не одну. Есть такие люди, у которых всего одна фотография с Янковским, и она висит на почетном месте, как лучшее произведение искусства. Таков, кстати, Леонид Ярмольник. У него на стене множество фотографий, и одна из них - с автографом Янковского. Олег Иванович на ней в роли Мюнхгаузена. Она почти выцвела, но тем дороже... Отдельная благодарность авторам фильма за то, что они не стали снова "мусолить" тему Мюнхгаузена - по телефильмам и программам-панегирикам часто кажется, что Янковский - артист одной роли. Даже горинскую фразу "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!" уже сумели заштамповать. То, что в фильме "Янковский" говорить об этой роли "поручили" именно Леониду Ярмольнику, другу всех, явно не случайно.
При этом фильм Аркадия Когана предлагает через известных людей вспомнить и другие работы Янковского. Его глубокого, берущего за душу Каренина. Режиссер Сергей Соловьев как-то, кажется, даже говорил о том, что хотел назвать фильм "Каренин". И это было бы логично. Янковский в том соловьевском фильме с трудной судьбой был лучше всех, простите за субъективность. Татьяна Друбич вспоминает о работе с Янковским. Режиссер Роман Балаян рассказывает о фильме "Полеты во сне и наяву", об умении Янковского быть здесь и не здесь одновременно ("отсутвие присутствия"). Марк Захаров поведал зрителям удивительную вешь. Когда снимали "Убить дракона", он сказал Янковскому, что надо играть на седьмом уровне подсознания. "А на восьмом можно?" - спросил в ответ Янковский. Захаров заметил, что мало кто из других людей понял бы такой разговор. Валерий Тодоровский и Сергей Гармаш вспоминают как работал Янковский в фильме "Любовник". Как сумел точно передать состояние человека, жизнь которого кажется проигранной, любящего мужчину, которого предали. Тодоровский же рассказывает, как танцевал Олег Иванович в "Стилягах", как сам предложил это сделать и молниеносно согласился брать уроки танцев, если понадобится. Станислав Любшин, партнером которого Янковский был неоднократно, достаточно вспомнить фильм "Щит и меч", особенно меток в оценках. После каждой его фразы в фильме солидный зал рукоплескал. В кулуарах мы говорили с Михаилом Жванецким. Пообщавшись с Любшиным, он сказал: "Люблю этого актера. Он - особенный. Никак не могу понять, что за ним стоит. Спрашиваю у него, что за тобой стоит? Не отвечает!" Подумалось, что то же самое можно было бы сказать и о Янковском. Что за ним стоит? Одному Богу известно.
В фильме проникновенная, чуткая музыка. Композитор Рустам Муратов. И что важно - фильм не превратился в некий некролог или киновечер воспоминаний. Каждый, кто принимал участие в картине (Александр Збруев, Вадим Абдарашитов, Галина Волчек, Инна Чурикова, Ирина Купченко и другие), говорил о чем-то большем, чем просто Янковский - о том, что может быть даже не в силах до конца осознать. И после картины возникает ощущение светлой грусти и печальной радости. Кто-то утирал слезы, как, например, невестка Янковского, известная актриса Оксана Фандера (ее нет в фильме), кто-то громко восхищался и удивлялся, как Леонид Ярмольник.
В фильме, помимо сына Янковского, снимались и его внук Иван, и брат Николай. Внук, в частности, рассказывал, как дед наблюдал за черным котом по кличке Джаз и говорил, что мечтал бы его сыграть. Не было в фильме постоянного участника всех мероприятий "Черешневого леса", актера Игоря Янковского. Зато в картине был Михаил Куснирович - главный "лесничий" фестиваля. И, честно говоря, его присутствие на пользу не пошло, поскольку снижало фильм до уровня корпоративного. Куснирович выполнил огромное дело в своей жизни - организовал прекрасный фестиваль, сделал Янковского его лицом. Именно с помощью Куснировича к пятилетию со дня ухода Янковского также выпущена книга, и снят этот фильм, ценность которого еще и в том, что такие картины всегда хотят снять, но не снимают. Ограничиваются фразами: "А хорошо было бы сделать кино!" Но вот присутствие в кадре продюсера Филиппа Янковского - оправдано. А продюсера Михаила Куснировича - нет. Тот случай, когда достаточно имени в титрах, поскольку в картине об Янковском говорят люди совсем иного плана. Либо близкие, либо партнеры по кино.
Впрочем, это снова субъективно. Смотреть фильм "Янковский" обязательно нужно. И рассказывать о нем другим - тоже. Поскольку в этом году премию Янковского получил, среди прочих, и Константин Эрнст, он же был в числе зрителей фильма, есть шанс, что картину продемонстрирует Первый канал.
Михаил Швыдкой
- Бесконечно трогательный фильм. И мне понравилось, как он "закольцован" рассказом об участии Янковского в фильме Тарковского "Ностальгия" - в начале и в конце.
Олег Табаков
- Тяжелый фильм очень про Олега. Потому что это в традициях России отпускать туда (взгляд на небо) самых-самых.... А с другой стороны - вот ты ж смотри, сколько радости они дали людям!
Наина Ельцина
- Мне фильм очень понравился. И я поняла, что все внутреннее богатство Олег Иванович получил от своих родителей. То, что пришлось ему пережить, меня просто поразило. Мы должны быть благодарны своей судьбе, что все мы - современники Олега, Наше время будущие поколения будут принимать вместе с фильмами Олега Янковского. В моем понимании это - глыба в искусстве, и слава Богу, что он будет служить следующим поколениям.
Валентин Гафт
- Янковский не растрачивал по пустякам дар свой Божий. Он был красив не только на экране, и в театре, но и в жизни. Он никогда не представлялся, мол, я - артист, не лез, не выступал, ничего не доказывал. Он сохранял свой талант. Он в жизни себя не засорял!
"Олег Иванович и другие" (трехсерийный документально-биографический телефильм). Режиссёры Борис Берман и Ильдар Жандарев (2001)
"Здравствуйте, Олег Иванович" (документально-биографический телефильм к 60-летию). Режиссёры Борис Берман и Ильдар Жандарев (2004)
"Улыбайтесь, господа, улыбайтесь" (документально-биографический телефильм к 65-летию) (2009)
"Олег Янковский. В главной роли" (документально-биографический телефильм к 65-летию) Режиссёр-постановщик Иван Цыбин (2009)