04.06.2014 19:33
    Поделиться

    Уральский правозащитник рассказал, как бороться с "диким рынком"

    То, что у нас в стране до сих пор существуют правила "дикого рынка" вместо законов цивилизованной торговли, во многом объясняется безграмотностью в вопросах потребительских прав. Причем страдают этим не только простые граждане, но и эксперты-правозащитники, и даже судьи. Это, с одной стороны, создает почву для нарушений закона продавцами, с другой - условия для развития потребительского экстремизма. И то, и другое необходимо привести к общему знаменателю, воспитать в людях понимание того, что исполнять закон гораздо выгоднее, чем его нарушать. Мыслями по этому поводу с "РГ" поделился член координационного совета Международной конфедерации обществ потребителей, президент Всероссийской лиги защитников потребителей, директор екатеринбургского муниципального "Центра правозащиты" Андрей Артемьев.

    Андрей Дмитриевич, если затрагивать сферу защиты прав потребителей, что, на ваш взгляд, должно быть здесь приоритетным?

    Андрей Артемьев: Обязательна критика законодательной и судебной власти за те законы и решения, которые эти власти принимают. Бывает, выходят законы, в которых совсем нет нужды, они лишь множат и усложняют действующие требования, и в этой массе нормативных актов даже специалисту разобраться крайне сложно.

    С судами примерно та же ситуация. По аналогичным делам решения могут быть прямо противоположные. Причем речь идет скорее о непонимании специфики дел о защите прав потребителей отдельными судьями, которые считают, что они и есть закон.

    И как изменить такую ситуацию?

    Андрей Артемьев: Способ один: дать общественности возможность публично оценивать решения суда через СМИ. Суд будет знать, что его деятельность скрупулезно проанализируют, и более ответственно подойдет к своему делу. Пускай защитников прав потребителей тоже критикуют через те же СМИ, и таким образом возникнет дискуссия. А то получается, что никакого диалога между ветвями власти и обществом нет.

    А может, необходимо ликвидировать правовую неграмотность населения?

    Андрей Артемьев: Это, к сожалению, пока нереализуемо. В законе есть статья о просвещении потребителей, но в бюджете РФ на эти цели не предусмотрено ни рубля. Отсюда и результат. Можно сколько угодно защищать нарушенные права, но это не даст полноценного эффекта, потому что надо бороться с причинами. А причины - это правовая некомпетентность и потребителей, и предпринимателей. Если бы они знали, что последует за нарушением закона, возможно, и права не пришлось бы защищать. А санкции на самом деле очень серьезные: например, предприниматели обязаны выплатить неустойку, убытки в полном объеме сверх неустойки, компенсировать моральный вред плюс штраф. В итоге по решению суда придется заплатить раза в три больше, чем в добровольном порядке. А вот преимущества при соблюдении закона есть, и немалые.

    Какие например?

    Андрей Артемьев: Допустим, ваши права нарушены, вы пришли к предпринимателю и тот постарался реабилитироваться перед вами. Вы обязательно расскажете друзьям и знакомым, как с вами хорошо поступили, а это бесплатная реклама. Вы сами и кто-то из ваших друзей придет к этому коммерсанту в следующий раз - это называется "закрепленный" потребитель и влияет на устойчивость бизнеса. Поэтому все затраты на исполнение закона окупаются преимуществами. Закон - естественный регулятор рынка, и он добросовестному предпринимателю вовсе не вредит. Если просвещать всех участников рынка, и нарушений, и убытков будет меньше. Но мы не тратим денег на просвещение.

    А в рамках школьного курса ОБЖ учащимся не разъясняют их потребительские права? Есть какие-то примеры у нас, в других регионах?

    Андрей Артемьев: Нигде, к сожалению, это не преподают. Единственно, что мне известно: в Костромской области закупили для всех школ учебник "Основы экономических знаний на примере защиты прав потребителей". В прошлом году пособие рекомендовал минобр, в этом году гриф сняли. Для того чтобы его снова получить, издательству надо заплатить большие деньги за экспертизу. Получается, пока учебника не будет. Даже в юридической академии этому не учат. Специалисты, которые оттуда выходят - я с ними в судах сталкиваюсь, не понимают, что законодательство о защите прав потребителей особенное: в обычных делах стороны равны, а в нашем деле это не так.

    К слову, о законодательстве. Как можно помочь человеку, который не в состоянии выплачивать кредит?

    Андрей Артемьев: Да, людей привлекают яркой рекламой, рассказами о сладкой жизни, а о последствиях информацию почти не доводят. В Госдуму был внесен законопроект о банкротстве физических лиц, подготовленный правительством. По этому документу человека могли признать банкротом, если он задолжал 50 тысяч рублей. И был перечень того, что нельзя забрать у гражданина, потому что это обеспечивает его существование. Проект добротный, его поддержали на слушаниях в Общественной палате РФ. Но комиссия Госдумы начала корректировать документ: в частности, 50 тысяч рублей превратились в 500 тысяч. Чем руководствовались депутаты? Это уровень явно не среднего россиянина. Кроме того, в проекте было записано, что человек сам, без конкурсного управляющего, вправе объявить себя банкротом. Это положение изменили: нет, только с конкурсным управляющим. Но тогда ему надо платить за работу! Перечень того, что нельзя изымать в счет оплаты долга, тоже резко сократился. Возникает вопрос: поможет ли такой закон людям?

    Это тоже к вопросу о правовом просвещении?

    Андрей Артемьев: Да, до тех пор, пока мы не начнем учить детей защите прав потребителей, у нас будет процветать правовая безграмотность. А для этого нужны подготовленные учителя. Вот путь, по которому следует идти.

    ключевой вопрос

    Есть какие-то альтернативные пути правового просвещения?

    Андрей Артемьев: Мы обсуждали эту тему на конгрессе Международной конфедерации обществ потребителей. Поскольку на учебник денег найти не могут, точнее, на экспертизу уже имеющегося, решено пойти по другому пути: издавать нечто вроде комиксов. Я уже отправил коллегам в высший совет конфедерации разработки учительницы из Екатеринбурга, которая активно занимается просвещением школьников в сфере защиты прав потребителей. Ее ученики много раз были победителями конкурсов на эту тему. Надеюсь, их рисунки войдут в небольшую книжку для детей старшего детсадовского возраста и младших школьников. Картинки и короткие четверостишия расскажут о законе и его применении на примере работы общественного транспорта, заведений общепита в духе "что такое хорошо и что такое плохо".

    Поделиться