05.06.2014 15:31
Поделиться

Ряд федеральных целевых программ может попасть под сокращение

Ряд федеральных целевых программ (ФЦП) может попасть под сокращение. Это стало ясно из выступления министра экономического развития Алексея Улюкаева на заседании правительства.

По его словам, имеется немало и таких ФЦП, реализация которых заморожена или задерживается. Эксперты "РГ" считают, что отменят лишь те ФЦП, задачи которых либо продублированы в других проектах, либо уже реализованы.

А задержку реализации нескольких ФЦП эксперты связывают с осторожностью государства в вопросе траты бюджетных средств.

Глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев назвал проблемные ФЦП, которые имеют существенную задержку своего финансирования. Среди них такие программы, как "Укрепление единства российской нации" и "Юг России".

В первом случае причина задержки - поздняя подготовка программы (утверждена в марте этого года), финансирование работ составило лишь 1 процент. Во втором случае финансирование не начато вовсе. "Это связано с долгой работой по внесению изменений в бюджетную роспись и поздней подготовкой соответствующей проектно-сметной документации", - объяснил министр.

Буксует и программа по повышению устойчивости жилых домов в сейсмических районах. Финансирование программы составило лишь 0,4 процента.
По словам Алексея Улюкаева, здесь проблема связана с тем, что процедура передачи полномочий от Минрегиона к Минстрою заняла слишком много времени. Также вызывает беспокойство программа "Жилище". Действие программы заканчивается в 2015 году, но до сих пор ясно не прописан механизм обеспечения жильем молодых семей, молодых ученых и госслужащих.

Финансирование ФЦП делится примерно пополам между федеральным и региональным бюджетами, рассказывает научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Сергей Белев.

А торможение некоторых ФЦП связано с тем, что регионы не всегда своевременно выделяют деньги со своей стороны. "Однако если регион не дает денег, то и федеральный центр денег не даст, потому что финансирование должно идти по принципу "рубль к рублю", - замечает эксперт.

Кроме того, причиной замедления исполнения некоторых ФЦП является то, что после присоединения Крыма к России пришлось пересматривать приоритеты экономического развития.

Да и снижение курса рубля привело к тому, что в экономике стало больше денег, напоминает эксперт Университетской бизнес-школы МГУ Владислав Гинько. Поэтому возникает дилемма, на что потратить эти средства. Перед чиновниками теперь стоит проблема выбора, и чтобы ее решить, им потребуется время.

"Сами бюрократические процедуры в рамках ФЦП не плохи, потому что они не позволят бюджетным средствам "утекать" не по целевому назначению. Для целевой их траты необходимо финансово-экономическое обоснование. Нужно соблюсти баланс между исполнением ФЦП и контролем за добросовестность их реализации. Уверен, что в правительстве найдут золотую середину", - подчеркивает собеседник "РГ".

Также на правительственном заседании глава Минэкономразвития сообщил, что межведомственная комиссия внесла предложения по прекращению деятельности трех ФЦП: "Научные и научно-педагогические кадры", "Обеспечение безопасности полетов воздушных судов" и "Снижение рисков и смягчение последствий от ЧС природного и техногенного характера".

По мнению Улюкаева, первая из этих программ вольется в состав иной ФЦП, которую будет реализовывать созданное недавно Федеральное агентство научных организаций. Надобность во второй программе отпадает из-за форсированного ввода в строй российской национальной системы геопозиционирования "ГЛОНАСС", считают эксперты.

На заседании правительства были названы и лидеры среди всех ФЦП. Лучше всех реализуются программы развития уголовно-исполнительной системы, по развитию телерадиовещания, а также ФЦП промышленной утилизации вооружения и военной техники.

Владислав Гинько считает, что устойчивая реализация трех последних программ связана с их значимостью с точек зрения общественной безопасности и здоровья, национальной безопасности, принимая во внимание и международно-правовые обязательства России по контролю вооружений и их нераспространению. Поэтому государство не может позволить этим программам застопориться.