На одном из круглых столов они предложили от имени "правительственных экспертов" повысить возрастной ценз для продажи алкоголя до 30 лет, а крепкое спиртное запретить к продаже в выходные, начиная с 16-00 субботы. Россиян, даже непьющих, идея не особо вдохновила. Как выяснили социологи Исследовательского центра портала Superjob.ru, не помогли даже ссылки на "опыт скандинавских стран". Противников у очередного антиалкогольного новшества больше, чем сторонников.
В ходе опроса 1600 экономически активных россиян 40% процентов высказались за то, чтобы не продавать крепкий алкоголь в выходные дни. Ровно половина (50%) процентов - против такой меры, 10% затруднились ответить.
У предложения продавать алкоголь только людям, достигшим тридцатилетия, сторонников еще меньше - 39%, противников - 51%, не дали ответа те же 10%.
Мужчины возражали сенаторам и экспертам чаще женщин (противников ограничений по возрасту - 56% и 41% соответственно). За "трезвые выходные" при закрытых вино-водочных отделах магазинов выступают каждый третий мужчина (36%) и почти половина женщин (47%).
Самое интересное, что молодежь была не так уж резко против ограничения своих потребностей в горячительном. Она гораздо чаще, чем старшее поколение, поддерживала предложение не торговать спиртным в уикенд.. Сторонниками сокращения времени продаж крепкого алкоголя в эти дни оказались 48% респондентов до 24 лет и лишь 35% тех, кому за сорок пять. А старшее поколение вспоминает опыт антиалкогольных кампаний - от "сухого закона" в США 20-х годов до перестроечной эпохи и Михаила Горбачева с его "трезвостью - нормой жизни". С неодобрением о запретах высказались 37% молодежи и 58% респондентов в возрасте свыше 45 лет.
В инициативе депутатов россиян раздражала прежде всего "показуха", а также опасность разного рода перегибов. "Ваш "сухой закон" никому хорошего еще не дал, чем больше запретов, тем хуже. Вспомните Горбачева - люди перешли на суррогат и умирать стали больше. Если человек хочет выпить, он найдет, что. И не факт, что не технический спирт"; "У законодателей наших нет ни знаний, ни кругозора, ни исторической памяти. Очередное шапкозакидательство...";"Лучше вести активную пропаганду о вреде алкоголя среди молодежи и школьников", - считают россияне. Даже сторонники предложенных мер оговаривались, что запреты могут стать "барьером для 5-10% потребителей данной продукции", что и отмечено в странах Скандинавии. Да и мало ли в России мест, где алкоголь из-под полы продадут хоть 16-летним! - возмущались опрошенные.
Идею заставить покупателей сначала разменять четвертый десяток, а потом уже идти за бутылкой по этому случаю, поддержали 37% мужчин и 41% женщин. Против - 54% и 47% соответственно. В качестве аргументов "за" звучали огульные обвинения: "Молодёжь, кроме выпивки, ничего не интересует" и требования силовыми методами насадить здоровый образ жизни, раз никакие другие не действуют.
Респонденты, которые возражали против повышения возрастного ценза, приводили аргументы иного порядка. "Те, кто уже работает и обеспечивает сам себя, при совершеннолетии имеет право на самостоятельный выбор"; "Если государство считает совершеннолетними людей с 18 лет, вводить какие-либо возрастные запреты - нарушение прав человека", - поясняли участники опроса. Общее мнение -"не запрещать надо, а воспитывать культуру питья и поднимать экономику в стране".
"Даже обеспечение закона о местах курения не работает, что говорить об алкоголе..."; "По-моему дело не в возрасте, а в воспитании и социальной среде", - поясняли россияне.