Специально для "РГ" это сделал один из самых титулованных отечественных специалистов Валерий Газзаев, побывавший в нашей редакции в гостях.
Валерий Георгиевич, последний раз сборная России попала на чемпионат мира в 2002-м, да и то выступление было неудачным. А чего вы ждете от команды сейчас?
Валерий Газзаев: Будет достижением, если выйдет из группы. Считаю, это будет шагом вперед в развитии нашего футбола.
Допустим, выйдет. И что дальше?
Валерий Газзаев: А дальше задачи предстоит решать поэтапно. Помните, как сборная Украины вышла в 2006-м в четвертьфинал? Да, во многом стечение обстоятельств или еще чего-то, но тем не менее вышла. Конечно, то было достижением. И нам надо выйти из группы. А уж разговоры о том, что завтра в четвертьфинале, полуфинале и так далее... Мы же с вами серьезные люди и должны реально оценивать ситуацию, а не жить в виртуальном мире.
В реальном мире наш клубный футбол не слишком радует.
Валерий Газзаев: Снизились и посещаемость, и качество футбола. Отсюда проблемы результата. Любой клуб, особенно из пятерке ведущих национальных европейских первенств, встречаясь с нашим на уровне Лиги чемпионов или даже Лиги Европы, имеет преимущество. И заметное - по организации игры, по индивидуальным возможностям, по качеству футбола, да абсолютно по всем направлениям. Здесь нам необходимо кардинально менять систему подготовки. 23 года существует современный российский футбол, и за это время мы всего лишь два раза выиграли Лигу Европы и один раз взяли бронзу европейского первенства. А на всех остальных чемпионатах мира и Европы являемся, в лучшем случае, гостями, чаще болельщиками.
Но говорят же, что у нас хороший чемпионат.
Валерий Газзаев: Да, все твердят, что он очень сильный. Да, у нас сегодня большие деньги, хорошие спонсоры и владельцы клубов. Только результата нет. Выиграть национальное первенство, поставить задачу выйти из группы Лиги Европы и прыгать от счастья? Я полагаю, это не результат и не подход. У нас инфраструктура не готова. Слава Богу, что Россия примет в 2018-м чемпионат мира, и мы построим много хороших стадионов. А пока они не приспособлены ни для зрителей, ни для болельщиков. В 2005-2007 годах на футбол ходило в среднем по 18-20 тысяч, сегодня девять, ну от силы 11 тысяч. А какие на стадионах беспорядки. Зрелища на трибунах совсем не детские. Если мы за 20 лет мало чего выиграли, значит, что-то надо менять.
И что же менять?
Валерий Газзаев: Систему. А то сейчас мы не можем пару молодых центральных защитников взять в состав национальной сборной. Необходимо четко выстроить структуру футбольного хозяйства.
Этот чемпионат России еще не вошел в историю, но уже к тому близок. Не могли бы вы оценить выступление ведущих клубов?
Валерий Газзаев: Начнем с чемпиона. ЦСКА очень мощно провел концовку чемпионата. И по определению должен был стать чемпионом. Хотя, наверное, исход чемпионата в какой-то степени решился, когда "Зенит" проиграл домашний матч "Динамо". За счет чего выиграли армейцы? На протяжении первого этапа чемпионата команду лихорадило, было много травмированных. А во втором круге лучшие вновь встали в строй, и команда стабилизировала свой состав. Победа - заслуженна. Но где-то "помог" москвичам и "Зенит". В весенней части чемпионата "Зенит" добился хорошего результата, и если бы не та самая осечка с "Динамо"... Но, думаю, смена тренера пошла только на пользу, она абсолютно обоснована и оправдана. Что касается "Локомотива", в этом году он показал себя достаточно неплохо с точки зрения результата, и, может быть, не так ярко по игре. Однако видно было, что команда объединена одной целью. Но все-таки игроки, и ЦСКА, и "Зенит" более квалифицированы, у них больше опыта борьбы за чемпионство. Конечно, это - преимущество. Поэтому, наверно, и занял "Локомотив" третье место. А на "Спартаке" крайне негативно сказалась отставка главного тренера. Нужно было дать доработать Карпину. Когда его снимали, команда отставала от первого места всего на три или четыре очка. Но раз уж приняли решение уволить главного, то необходимо было привести нового человека, как это сделали в "Динамо" и в "Зените". Потому что новый главный тренер - это, значит, совсем другой стимул, совершенно иная эмоциональная составляющая, всплеск энергии игроков. А тут поставили человека без опыта, был он только помощником.. Отсюда крайне низкий результат. Это просчет руководства "Спартака", чудом попавшего в европейские кубки. Многих удивило "Динамо", но не меня. Весь сезон держалось на четвертом, пятом местах и здесь же так и осталось. Поэтому не вижу тут ни прогресса, ни регресса.
Согласитесь с тем, что чемпионат, в котором три команды боролись за титул, стал лучшим за последние лет десять?
Валерий Газзаев: Это как раз говорит об усредненности первенства. Мы должны оценивать уровень своего национального чемпионата, уровень футбола по результатам выступления клубов в европейских турнирах. Хотя на этот раз за чемпионство боролись не три клуба, а четыре - не забывайте о "Спартаке". До какого-то времени "Динамо" тоже могло составить конкуренцию по составу и по возможностям. И у "Краснодара" есть сегодня свои амбиции. Это хорошо. Улучшает качество футбола. Но говорить, будто этот чемпионат самый лучший, я бы не стал. Он должен быть лучшим по результатам на международной арене. И тут сильнейшие были в 2005, 2006-м, когда клубы выигрывали на международной арене, а спрос на наших игроков как в 2008-м был большой. Тогда уехали в Англию Павлюченко, Аршавин, приглашали и других. А теперь довольствоваться тем, что у нас три-четыре команды борются за чемпионство, но на европейской арене никого, и ничего мы не выигрываем? Такие клубы, как "Зенит" и ЦСКА, должны ставить сегодня более глобальные задачи. Неужели считать достижением выход из группы? Успех - финал, ну, полуфинал.
Вы вспомнили о приглашениях от ведущих зарубежных клубов. А наши молодые футболисты ждут предложений только от клубов уровня "Реала", "Барселоны" или "Арсенала".
Валерий Газзаев: Это переоценка своих возможностей. И недооценка тех игроков, которые играют в топовых европейских клубах. Я вас уверяю, если бы кто-то из наших игроков был действительно востребован, давно бы уже играли в Европе. Но не играют.
А вам не кажется, что имидж российского футбола был подпорчен после того, как наши легионеры после удачного чемпионата Европы-2008 слабо отыграли в Англии только несколько месяцев, а потом "сдулись" и вернулись обратно.
Валерий Газзаев: Согласен. Из всех футболистов постсоветского пространства, которые попали в зарубежные клубы, звездой мирового уровня стал один Шевченко. Блестяще начинал Аршавин, были хороши Глеб, Канчельскис. Но таких игроков мало. Я разговаривал с президентом большого западного клуба. Он меня расспрашивал о молодых игроках - Кокорине, Дзгоеве... Я подтвердил: да, потрясающие футболисты. А он: вы знаете, мне посоветовали русских не брать. Я отвечаю: тот, кто вам такое советовал, - глупый человек. Но верю, все равно эта тенденция, настороженность уйдут, забудутся.
Откуда такая уверенность?
Валерий Газзаев: Из аналогий. Европейскому профессиональному футболу почти сто лет, нашему лишь 20 с небольшим. И мы уже сделали гигантский шаг вперед. А хочется - большего: у нас огромная, сильная страна. Но менталитет не всегда идет в ногу со временем. Я, к примеру, не слышал за эти два десятилетия, чтобы какой-нибудь тренер поставил задачу хотя бы гипотетически выиграть Европу, войти в финал Лиги чемпионов. Поставить просто задачу перед игроками: вот такая задача у нас. Я имею в виду клубов, которые сегодня вполне комфортно и в финансовом отношении достаточно стабильны. Я не слышал ни от одного тренера, который бы поставил и сказал: сегодня задача войти в полуфинал или в финал лиги чемпионов. Почему не настраивать игроков на это?
Нынешние футболисты часто довольствуются тем, что уже есть.
Валерий Газзаев: Я ведь не говорю, что прямо сейчас нужно сделать нечто невероятное. Надо прогрессировать, а у нас пока регресс. Надо улучшать результаты и менять систему. Начинать необходимо с детско-юношеского футбола. Например, в Голландии при населении в 16,5 миллиона человек 1,2 миллиона занимаются футболом. И помимо 36 профессиональных команд у них более 2800 любительских клубов и около 10 тысяч полей - идеальных! Страна поставляет футболистов во всю Европу - а все потому, что очень сильно развит юношеский футбол.
Валерий Георгиевич, кому, как ни вам, ответить на этот наш вопрос. В последнее время огромное внимание в СМИ уделяется роли тренера. Наставник, а не футболист превращается в доминирующую фигуру. Получается, футболисты отходят на второй план?
Валерий Газзаев: Ясно, что ничего невозможно сделать без денег - ни выстроить инфраструктуру, ни построить хорошие стадионы, ни купить игроков, ни создать для них необходимые условия. Я считаю, что главная фигура в любом футбольном клубе - тренер. Вся команда трудится около 250 дней в году, и главная тренерская задача - выстроить работу в клубе так, чтобы он мог управлять игроками. Ведь сейчас многие авторитетные, маститые игроки не стесняются высказывать свое мнение, даже недовольство чем-либо. Роль тренера очень высока -хотя я слышал, что кто-то оценивает тренерский вклад в 10 процентов. Мне очень хочется, чтобы российские клубы тренировали отечественные специалисты. И я очень рад, что Леонид Слуцкий во второй раз подряд выиграл чемпионат России.
Нет ли ревности к Слуцкому? Ведь эту команду ЦСКА строили именно вы. Не возникает желания возобновить тренерскую деятельность?
Валерий Газзаев: С чего должна быть ревность? В жизни ничто не вечно. А что до тренерской деятельности - ну хорошо, я могу в пятый или в шестой раз выиграть чемпионат, взять Кубок, а дальше что? Попасть в Лигу чемпионов, поставить задачу выйти из группы и радоваться жизни? У меня такого интереса нет. Я достаточно много выиграл за тренерскую карьеру. Единственное, чего не хватает в моей коллекции, это победы в Лиге чемпионов. Насколько сегодня наши клубы готовы к этому? Если приходить в какую-то команду, то, по крайней мере, в течение двух-трех лет она должна постараться успешно сыграть в этой Лиге. Такое возможно. Хочу ли возглавить сборную? В любом случае, до 2018 года не получится.
Валерий Георгиевич, какие у вас все-таки планы?
Валерий Газзаев: Сегодня очень занят интересным проектом Объединенной футбольной лиги. Практически она была готова, осенью поставили бы последние точки. Наш большой проект действительно встряхнул бы весь российский футбол, и, главное, с точки зрения организации. Какие цели мы преследовали? Борьбу за качество полей, за качество футбола. Второе - обеспечение финансовой стабильности: повышение конкурентоспособности, зрелищности и развитие детского, юношеского футбола. На все вопросы у нас были четкие ответы. Многие клубы Белоруссии, Казахстана очень хотят участвовать в Объединенном чемпионате. Ситуация, которая сейчас создалась на Украине, не позволила осуществить задуманное. Но надеемся, что она когда-то нормализуется. Идея понятна. Создать порядка десяти сильных клубов. Тогда и на международной арене будут совершенно другие цели и задачи. Время покажет, что из этого получится.
Настроены вы серьезно. Но деньги, Валерий Георгиевич, откуда взять?
Валерий Газзаев: Английская премьер-лига зарабатывает за счет телевизионных прав около миллиарда трехсот миллионов фунтов. Огромные деньги, которые исключительно равномерно распределяются между всеми командами, даже вылетающими из премьер-лиги. И там команды не попадают в банкроты. Абсолютно правильный подход, точное решение. И мы тоже можем создать такую Лигу. А что пока? Бюджет у многих команд огромный, сопоставимый с лучшими клубами Европы, а стоимость телевизионных прав - лишь 28 миллионов в год. О чем можно говорить? Как можно содержать детский и юношеский футбол? Сама система абсолютно неправильная. Я считаю, что в этом отношении ее необходимо менять кардинально. И за счет этого получим хороший продукт и на уровне клубов, и на уровне национальной сборной.