16.06.2014 23:40
    Поделиться

    Борис Дубровский: Необходимо вовлечь южноуральцев в созидательный процесс

    На Южном Урале принята новая стратегия развития региона до 2020 года. Она предусматривает повышение эффективности использования всех имеющихся ресурсов - от выгодного географического положения области до последних разработок ученых из "закрытых" городов. О том, как будет реализовываться Стратегия-2020 на практике и кто станет ее основной движущей силой, "РГ" рассказал исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Борис Дубровский.

    Борис Александрович, в чем главная идея стратегии?

    Борис Дубровский: Мы говорим о том, что Челябинская область в ближайшие годы должна стать территорией опережающего развития. Ставим амбициозную задачу увеличения к 2020 году валового регионального продукта в два раза. Конкурентные преимущества области известны: высокий уровень образования, квалифицированные технические специалисты, мощная производственная база. Но осуществить поставленные масштабные задачи мы сможем только при условии более полного раскрытия потенциала региона.

    А насколько сегодня, на ваш взгляд, используется потенциал Челябинской области?

    Борис Дубровский: Важно понимать, что мы подразумеваем под этим словом. Есть человеческий потенциал - это научные, производственные людские ресурсы, возможности гражданского общества. Они сегодня используются далеко не на 100 процентов. В сельском хозяйстве есть не вовлеченные в оборот земли. Есть незадействованные резервы и в промышленности. В целом же, я думаю, Челябинская область использует свои возможности процентов на 60, не больше.

    Что нужно сделать, чтобы, образно говоря, повысить "КПД региона"?

    Борис Дубровский: Самое важное, на мой взгляд, - вовлечь южноуральцев в созидательный процесс. Люди должны понимать, что реализация намеченных планов - это не просто какие-то благие намерения руководства области, а реальный путь к повышению качества жизни. Южноуральцы хотят получать достойную зарплату, иметь возможность решить свои бытовые проблемы, с комфортом отдыхать. Но эти блага с неба не упадут. Их надо заработать нам всем вместе - упорным трудом. Сумеем донести эту мысль до каждого жителя области - и у нас не будет нерешаемых задач.

    Стратегия развития Челябинской области предполагает увеличение к 2020 году производительности труда в 1,7 раза. Не означает ли это, что южноуральцам придется работать почти в два раза больше?

    Борис Дубровский: Нет, конечно. Намеренно утрируя, скажу: это не значит, что рабочий, который копает сегодня землю с утра до вечера, завтра будет копать ее до ночи. Повышение производительности труда предполагается достигнуть благодаря внедрению новых технологий, повышению отдачи от рабочих мест. Над этим придется потрудиться руководителям, собственникам предприятий, инженерам, технологам.

    В январе, когда вы были назначены на пост главы региона, сложная ситуация складывалась на Златоустовском металлургическом заводе. Предприятие стало банкротом, под сокращение попали более двух тысяч человек. Какова ситуация сейчас?

    Борис Дубровский: Положение стабилизировалось, и есть тенденция к улучшению. В мае завод впервые за последние годы получил прибыль. Все уволенные с ЗМЗ рабочие в этом месяце получат окончательный расчет. Предприятие работает в выбранном сегменте рынка по выпуску спецстали. Инвестиции и внедрение новых технологий позволят заводу обрести вторую жизнь. Ведь в чем была главная проблема ЗМЗ? В него годами не вкладывали средства, оно стало неконкурентоспособным. Теперь этот вопрос решается - и с предприятием, думаю, будет все в порядке.

    А возродится ли легендарный ЧТЗ?

    Борис Дубровский: Этот вопрос находится по большей части в компетенции руководства завода, собственников известного холдинга, в которое входит предприятие. Я, как глава региона, конечно, очень бы хотел, чтобы завод возродился на новом этапе развития. И со своей стороны буду делать все возможное, чтобы Челябинский тракторный вернул себе былую славу. Разработан проект с участием Южно-Уральского госуниверситета, я надеюсь, что объединение усилий вузовской науки и тракторостроителей даст синергетический эффект. Будем стремиться попасть с этим проектом в федеральную программу. Надеемся, что государство внесет свой вклад в возрождение предприятия, долгие годы бывшего брендом Челябинска.

    В последнее время все более актуальным по экономическим, да и по политическим причинам, становится создание импортозамещающих производств. Какой вклад в решение этой задачи вносит Челябинская область?

    Борис Дубровский: Тема для нас не новая. Тот же стан 5000 на Магнитогорском металлургическом комбинате в тандеме с "Высотой 239" Челябинского трубопрокатного завода - это чистой воды импортозамещение. До этого "Газпром" покупал трубы большого диаметра на Западе, в Японии. Есть у нас и новая идея - делать штамповочный лист для ведущих мировых автопроизводителей. Выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью - это не просто импортозамещение, но и выход на принципиально новый уровень производства. Кстати, задача решается не только в промышленности. Помните "ножки Буша"? О них на Южном Урале уже давно никто не вспоминает. В первом квартале этого года Челябинская область вышла на второе место в стране по производству куриного мяса. А современные технологии по выращиванию овощей, которые используются в двух наших агрокомплексах? Управляет всем процессом компьютер - это же фантастика!

    Ваш предшественник на посту губернатора налаживал контакты с крупными компаниями из Италии, США, говоря о важности привлечения на Южный Урал передовых западных технологий. Вы намерены продолжить этот курс, или предпочтение будет отдаваться отечественным инвесторам?

    Борис Дубровский: Российский инвестор близок нам по менталитету, знает правила игры. В этом смысле с ним проще иметь дело, чем с западным. В идеале инвестор вообще должен быть с Южного Урала, поскольку он и тратить деньги будет здесь. А это дополнительный плюс. Но и от иностранных вложений не будем отказываться, как и от передовых западных технологий. Правда, в силу политической ситуации вектор сотрудничества сегодня поворачивается в сторону Востока.

    Недавно прошла презентация Челябинской области в Китае. А удалось ли заключить какие-то конкретные соглашения?

    Борис Дубровский: Китайские партнеры подтвердили намерения участвовать в создании крупного транспортно-логистического центра в Челябинской области - ТЛК "Южноуральский". При этом речь идет не только о транспортировке грузов через нашу территорию, но и экспорте наших товаров, продуктов питания. Следующий этап сотрудничества с китайцами предусматривает создание производств бытовой техники с локализацией на Южном Урале.

    В последние годы в Челябинске ударными темпами строились дороги. Появился даже термин "дорожная революция". Видимое улучшение дорожной инфраструктуры в областном центре оценили как челябинские, так и иногородние автомобилисты. Однако теперь выясняется, что не все трассы отремонтированы качественно... Недавно вы заявили, что дороги можно строить на 20 процентов дешевле, сохраняя при этом высокое качество. Что это за ноу-хау?

    Борис Дубровский: В машиностроении есть такой термин - контракт жизненного цикла. Это когда производитель отвечает не только за выпуск машины, но и за дальнейшее сопровождение, вплоть до ее утилизации. Предлагаю этот опыт перенести в дорожное строительство. То есть компания будет нести ответственность не только за строительство, но и за дальнейшую гарантийную эксплуатацию трассы. Уверен, что в этом случае недоделок будет гораздо меньше. Кроме того, надо развивать конкуренцию в этой сфере, что позволит снизить стоимость контрактов еще на стадии аукционов. Еще одна мера - повышение профессионализма работников, которые занимаются приемкой дорог. Мы недостаточно используем в этой сфере и новейшие технологии.

    А вообще я считаю, что от "дорожной революции" пора переходить к "дорожной эволюции": эта работа должна вестись постоянно и системно.

    Челябинские врачи регулярно побеждают и занимают призовые места во всероссийских профессиональных конкурсах. В регионе развита система высокотехнологичной медпомощи - работают центры позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и кардиоцентры. Может ли медицина стать одной из точек роста Челябинской области?

    Борис Дубровский: Может и должна. Приведу только один пример. Мы сейчас работаем над созданием в регионе центра протонной медицины. Речь идет о диагностике онкологических заболеваний на ранней стадии и их лечении. У специалистов из Снежинска уже есть практические наработки, уникальный опыт. Направление очень перспективное, причем при правильной организации такую клинику можно поставить и на коммерческие рельсы. И к нам будут приезжать лечиться не только из России, но и из-за границы. Сомнений в профессионализме наших докторов у меня нет, он зачастую даже выше, чем на Западе. Мы проигрываем Европе в плане бытовых условий в больницах, культуры обслуживания пациентов. Но мне кажется, это поправимо. Будем работать.

    В начале разговора вы заметили, что важно не просто принять волевое решение, а чтобы оно было одобрено жителями. Насколько важно для вас мнение южноуральцев, по каким вопросам вы готовы с ними советоваться?

    Борис Дубровский: Я не боюсь принимать решения - это то, что я делаю всю жизнь. Но советоваться с общественностью надо. Ведь чем шире круг участников обсуждения, тем качественнее решения. И потом, наивно думать, будто у представителей власти есть какие-то сакральные знания и они знают нечто, недоступное другим. Советоваться с населением готов практически по любому вопросу, особенно социального характера. Так, к примеру, мы взяли на себя обязательство проводить общественные слушания, если сумма госзакупки превышает 500 миллионов рублей. Тогда как федеральный закон нас обязывает это делать при закупке на миллиард рублей и более.

    А если население не согласится с решением властей?

    Борис Дубровский: Я всегда говорю, что жители области - это мои акционеры. Как же исполнитель может не согласиться с заказчиком? Значит, просто не будем принимать такое решение.

    Поделиться