Напомним, в 2012 году была утверждена новая методика оценки эффективности деятельности исполнительной власти, в этом году ее пришлось доработать. Так, было решено отказаться от критерия, за основу которого был взят средний балл Единого госэкзамена по региону, министр образования Дмитрий Ливанов посчитал его необъективным показателем, который не отражает реальный уровень образования. Теперь вместо ЕГЭ и среднего балла по региону учитывалась доля выпускников общеобразовательных учебных заведений, которые продолжили образование на бюджетной основе в вузах и учреждениях среднего специального образования. "Этот показатель более объективно характеризует качество образования, которое получают учащиеся школы на территории каждого субъекта РФ, - рассказал "РГБ" министр регионального развития Игорь Слюняев. Он пообещал, что в дальнейшем кардинально система оценки меняться не будет.
Минрегион оценил эффективность работы региональных властей по 12 критериям, которые включали развитие экономики, социальные программы и оценку населением деятельности руководства.
Так, в числе индикаторов развития экономики использовались показатели, характеризующие объем частных инвестиций в основной капитал, налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета, оборот малого бизнеса, жилищное строительство.
По результатам 2013 года безусловным лидером рейтинга стал Татарстан. В первую десятку попали Тюменская, Воронежская, Астраханская и Московская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Башкортостан, Чечня и Якутия. "Найденная общая конструкция, когда одновременно принимаются в расчет и статические, и динамические показатели, все равно выводит в верхнюю часть рейтинга почти исключительно богатые регионы. Поэтому неудивительно, что среди регионов-лидеров Башкортостан и Татарстан, - прокомментировал "РГБ" результаты рейтинга директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. - Удивило, что среди лидеров нет регионов, которые оказались в верхних строках недавно презентованного на Петербургском международном экономическом форуме Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России. По версии разработчика рейтинга Агентства стратегических исследований, наибольший потенциал роста сейчас у Калужской и Ульяновской областей, Красноярского края, Татарстана и Костромы".
Однако в минрегионе уверены, что Калужская область постепенно утрачивает свое лидерство в привлечении инвестиций. По объемам вложений в расчете на одного жителя регион по итогам года занимает лишь 21-е место. Снижение объемов частных инвестиций на 6,3% эксперты объясняют окончанием реализации активной стадии отдельных крупных инвестпроектов.
Неожиданным сюрпризом для экспертов стал тот факт, что Москва и Санкт-Петербург не попали в двадцатку эффективных регионов, несмотря на то, что обе столицы являются основными финансовыми центрами и имеют развитую социальную базу. Глава минрегиона объяснил это тем, что оба мегаполиса уже и так находятся на пике своего развития, а в рейтинге за основу была взята динамика показателей прироста. По мнению Владимира Климанова, "многие регионы, активно привлекающие инвестиции, вынужденно идут на снижение показателей эффективной работы своих органов управления".
Лидерами трехлетки по уровню и динамике развития экономики стали Башкортостан, Татарстан, Якутия, Краснодарский край, Нижегородская и Самарская области. Хуже других обстоят дела в экономике Кабардино-Балкарии, Карелии, Владимирской, Волгоградской, Тверской и Курганской областей. Но "кнутов" отстающим не предусмотрено, как заверил Игорь Слюняев, минрегион будет раздавать лишь "пряники" отличившимся, а аутсайдерам придется завидовать и подтягиваться.
Оценивая результаты рейтинга, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич рассказала "РГБ", что оценка лидеров для нее показалась несколько странной, хотя Татарстан и олимпиадный Краснодарский край очевидно сильные регионы. "По нашим данным, быстрее всего росло промышленное производство на Дальнем Востоке и в ЮФО, - отмечает эксперт. - При этом лучшей динамикой отличались регионы, не имеющие развитой промышленности, на их показатели повлиял эффект низкой базы. Более высокими темпами роста выделяются также Астраханская, Иркутская, Тюменская (без автономных округов) и Амурская области, Чукотский АО за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений нефти, газа и золота".
Ведомство придает большое значение оценке работы местных властей населением. Так, за три года высокие баллы от жителей получили региональные власти Чеченской Республики (2-е место), Чукотского (1-е место) и Ямало-Ненецкого (3-е место) автономных округов. А наименьшие - власти Дагестана (83-е место), Северной Осетии (81-е место) и Новгородской области (82-е место). Как следует из доклада минрегиона, при оценке деятельности региональных властей для граждан самым главным является улучшение качества оказания медпомощи. Затем идут результаты работы в сфере ЖКХ и общего образования. И в гораздо меньшей степени людей интересует то, что именно губернатор делает для обеспечения безопасности от чрезвычайных ситуаций, характерных для конкретного региона.
Минрегион, оценивая эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, проанализировал и динамику частных инвестиций. В лидеры выбились регионы с небольшими объемами частных инвестиций (в частности, Республика Марий Эл - прирост на 57,7%, Брянская область - на 35,3%, Мордовия - на 26,3%).
По оценке экспертов АКГ "Градиент Альфа", несмотря на общий спад инвестиций, в плюсе пока остаются Центр, Юг, Поволжье и Урал. Другими словами, Россия четко разделяется на относительно развитую часть, где пока наблюдается рост инвестиций, и отстающую, на которой экономическое замедление сказалось в первую очередь.
Была отмечена важная тенденция - почти половина всех денег сосредоточена в 10 субъектах РФ. К примеру, на Москву приходится 9,5% от всего объема частных вложений в стране. За год приток инвестиций в столицу вырос на 21% (на 113 млрд руб.) и достиг 643 млрд руб. Такой прирост эксперты объясняют реализацией правительством Москвы полномасштабной инвестиционной программы по модернизации транспортной инфраструктуры города. Не менее впечатляющие показатели концентрации инвестиций в Краснодарском крае - 6,5%, Ханты-Мансийском автономном округе - 6%, Московской области - 4,3%, Ямало-Ненецком автономном округе - 4,1%.
"Хуже всего динамика инвестиций в Вологодской области, Приморском крае, Еврейской авт. области и на Чукотке, где спад достиг 45-62%, - отмечает Наталья Зубаревич. - Для дальневосточных регионов это следствие завершения крупных инвестиционных проектов, финансируемых госбюджетом и госкомпаниями (саммита АТЭС, восточного нефтепровода и др.), за которыми не последовало новых, прежде всего частных, инвестиций".
В минрегионе верят, что ситуацию с притоком капиталов в регионы изменит внедрение регионального инвестиционного стандарта, который до конца года должен быть внедрен на всех территориях. Пока же он утвержден только в 28 регионах.