17.06.2014 23:29
    Поделиться

    В России подешевеют продукты вторичной переработки автомобилей

    Правительство готовит поправки по утилизации автомобилей

    В правительстве практически закончены согласования по проекту поправок в закон об отходах производства и потребления. Эти поправки касаются столь важной части, как утилизация.

    Напомним, что сейчас именно с этим видом деятельности у нас в стране большая напряженка. Как правило, собирается и утилизируется только то, что представляет ценность. То есть металлы. Их перерабатывать выгодно. Но, например, автомобиль далеко не на 100 процентов состоит из металла. В нем огромное количество пластика и резины. Есть и опасные вещества, такие как кислота в аккумуляторной батарее. Переработкой всего этого практически никто не занимается. Потому что это не приносит ощутимых доходов. Пожалуй, помимо металла, еще есть у нас некий опыт переработки шин. Но и с ним не все так просто.

    Напомним, что сейчас к чемпионату мира по футболу 2018 года, который пройдет в России, активно готовятся стадионы. Закупается резиновая крошка для футбольных полей. А она, кстати, изготавливается именно из шин, отправленных в утиль. Только эта крошка закупается не у наших отечественных переработчиков, а за рубежом, например, в Испании. Почему? Да потому что там она в 4 раза дешевле.

    Удешевить продукты вторичной переработки помогают специальные программы по утилизации. И запуск их у нас начнется именно с момента принятия поправок в закон.

    Что предлагается в поправках. Понятно, что такая вещь, как утилизация, бесплатной не бывает. Но брать средства на это предлагается двумя различными способами. Либо производители сами будут утилизировать свою продукцию, либо они будут объединяться в союзы и нанимать операторов. И в том, и в другом случае производители будут закладывать стоимость утилизации в стоимость товара. В том случае если производители за это не берутся, им придется платить специальный экологический взнос в Государственный бюджетный фонд обращения с отходами потребления. Из этого фонда будут выделяться средства на создание предприятий по утилизации отходов, за которые не берутся производители.

    Как это делается на Западе? Например, в Финляндии, Швеции и Норвегии утилизируются все шины, которые были выпущены в обращение на территории этих стран. Там действует так называемая модель ответственности производителей. Как рассказал директор управляющей компании по утилизации шин в Финляндии Ристо Туоминен, деньги на утилизацию включаются в стоимость покрышек. Продавец, продавший шину, перечисляет их вместе со стоимостью покрышки производителю. А уже производитель направляет в некую единую дирекцию, которая и распределяет эти деньги. Именно такую модель предлагается реализовать и в России. Примечательно, что в Финляндии в этой дирекции работают всего два человека: директор и секретарь. Понятно, что по сравнению с Россией Финляндия - страна небольшая. И автомобилей там не 40 миллионов. Так что у нас двумя сотрудниками дирекция точно не обойдется.

    При этом дирекция не получает никакого дохода. Она собирает средства с производителей и распределяет их по конкурсу между компаниями-переработчиками, теми, кто собирает и доставляет шины на переработку. Сдать шины в утиль можно на любом шиномонтаже или в любом магазине, где они продаются. Выбрасывать их запрещено.

    Выбрасывать их запрещено и у нас. Однако ими завалены все свалки, леса, огромное их количество валяется вдоль дорог. По подсчетам специалистов, в России разбросано от 800 тысяч до 1 миллиона тонн этих резиновых изделий. И собрать это количество для утилизации будет очень не простой задачей.

    Между тем еще в 1996 году в Европе отправлялось на захоронение почти 50 процентов шин. Сейчас - лишь четыре процента. На получение вторичных ресурсов в 1996 году отправлялось лишь 11 процентов покрышек. Сейчас - 38 процентов.

    Какая жизнь после смерти есть у шин? Помимо крошки для футбольных полей из них делают звукозащитные барьеры, используют для гидроизоляции полигонов отходов, при строительстве дорог. Один из способов подойдет нашим дачникам. Шины разрезаются пополам и укладываются как чаши. Затем засыпаются грунтом. А сверху кладется газонная трава. Гольф-поле готово. Шины удерживают влагу, и трава остается густой и сочной.

    Но самым большим спросом мелко нарезанные шины пользуются у производителей цемента. Там, где нужны высокие температуры, шины работают как дешевая альтернатива нефти.

    По словам представителя Ассоциации производителей шин Елены Тимохиной, при модели ответственности производителя довольно дорогое удовольствие переработки шин начинает приносить доход. Вторичная продукция становится конкурентоспособной.

    Удобство этой системы еще и в том, что отдельно за утилизацию шин автовладельцу платить не придется. Эти деньги включены в стоимость покрышки. А ведь именно дополнительные сборы, которые порой явно завышены, становятся виной тому, что автомобилисты втихаря выкидывают умершую своей смертью резину на ближайшей стихийной свалке. Пойди, поймай за руку.

    Поделиться