22.06.2014 14:25
    Поделиться

    За что штрафуют пешеходов

    Знаете, как переходят дорогу люди, которые ездят за рулем? Очень осторожно и быстро. Им в голову не придет строчить СМС посреди "зебры" или прыгать через метровое ограждение многополосной магистрали, когда в двух шагах подземный переход. Водители, которые стали пешеходами, прекрасно осознают, что в данном случае никакого ремня и подушки безопасности рядом нет. Именно такие пешеходы крайне редко попадают в поле зрения инспекторов, поскольку штрафов им хватает за рулем.

    А вот пешеходы-пешеходы - народ непуганый. Им не расставляют на каждом шагу ловушки в виде камер фотовидеофиксации, их не снимают на "Паркон" и не сдают гаишникам "доброжелатели" с видеорегистраторами. Попасть под жезл инспектора для такого пешехода дело случая. Но тогда придется отвечать по полной, потому что правила ПДД и штрафы прописаны не только для водителей. Так за что и на какую сумму могут оштрафовать пешеходов?

    Fix Price - все по 500 

    С сентября 2013 года, какое бы правило дорожного движения ни нарушил пешеход (за редким исключением), по статье 12.29 Кодекса административных правонарушений (КоАП) штраф начисляется по системе Fix Price, то есть все по 500. Автовладельцы считают, что КоАП несправедлив, потому как 500 рублей слишком маленькая цена за тот шок, который испытывают водители, когда перед их носом, как черт из табакерки, выскакивает какой-нибудь торопыга. Для бабушек, которые в силу своего возраста, здоровья и незнания правил дорожного движения идут там, где им хочется, 500 рублей - непомерная цена. Но, как правило, совсем престарелых нарушителей инспектора жалеют и не штрафуют, они отделываются предупреждением. 

    Предупреждение - это тоже форма наказания, предусмотренная законом. Но, как показывает практика, рублем наказывают чаще.

    Движение в один ряд

    Анекдотичная история случилась в Канаде в мае этого года, когда на деле подтвердился факт, что третий действительно лишний. Как сообщили местные СМИ, полицейские оштрафовали жителя Виннипега (столицы провинции Манитоба) на 113 долларов и 10 центов за то, что он нарушил городской закон, запрещающий ходить пешеходам вдоль проезжей части больше двух человек в ряд. Бедолага оказался крайним и в прямом, и в переносном смысле. Правда, после поднятой в прессе и социальных сетях шумихи, где действия полицейских назвали произволом, оштрафованного пешехода реабилитировали.

    В России до таких драконовских методов еще не доросли, но оштрафовать за движение по краю проезжей части могут вполне. Потому что идти по ней нужно правильно. 

    Каждого ребенка в школе учат, что ходить по краю дороги можно только навстречу машинам, чтобы и пешеходы, и водители видели друг друга в лицо. Но никто не уточняет, что ходить по краю проезжей части можно только тогда, когда в пределах видимости нет ни тротуара, ни обочины. И только навстречу движению, а не в попутном направлении. И обратите внимание (провинция Манитоба отдыхает!) - лишь в один ряд! В противном случае сотрудник Госавтоинспекции, который может случайно оказаться рядом, оштрафует вас на 500 рублей. 

    Нельзя ходить по любой загородной дороге, если на ней установлен знак: белый автомобиль на синем фоне. Это значит, что дорога предназначена только для машин, автобусов и мотоциклов. Ходить по ней пешеходам запрещено, и наказывается нарушение рублем. 

    Все побежали, и я побежал

    Если человека, двигающегося вдоль трассы не по правилам, еще надо поискать, то в городе пешеходов, которые ежедневно перебегают дорогу на красный свет, хоть отбавляй. Это одно из самых популярных нарушений, за которое сотрудники Госавтоинспекции могут наложить штраф.

    Пытаясь уйти от ответственности, виновники оправдываются, что перешли дорогу на красный, потому что не было машин, а разрешающий сигнал долго не загорался. 

    Или: все побежали, и я побежал… Либо просто не обратил внимания на то, какой загорелся свет. Все эти оправдания уже не спасут. Перейти на красный свет то же самое, что на него проехать. И в том и в другом случае это является грубейшим нарушением. Только водитель за это заплатит тысячу рублей за первое нарушение и пять тысяч, если в течение года подобное повторится. Для пешехода ответственность за рецидив не предусмотрена. Пробежка на красный свет будет стоить 500 рублей. 

    Под прямым углом

    "Пересекать проезжую часть", как гласит формулировка правил дорожного движения, пешеходы должны по пешеходным переходам - под землей или над ней. Любая перебежка улицы в пределах видимости знака "Подземный пешеходный переход", где белый человек на синем фоне спускается по ступенькам, грозит наказанием.

    Но что делать, если в пределах видимости нет ни одного подземного или надземного перехода, а дорогу не заграждает ни один забор? Если вы все же рискнете и перейдете улицу и к своему несчастью встретите на противоположном "берегу" инспектора, будьте уверены, он вас оштрафует. Воспользовавшись тем, что вы не знаете правил. 

    Однако если вы с уверенностью отрапортуете, что "при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны", от вас поскорее избавятся, чтобы найти следующую жертву. Главное не допустить досадную ошибку и не перебежать улицу наискосок. Так как по правилам переходить дорогу в данном случае можно только под прямым углом.

    Однажды мои знакомые часа два спорили с инспектором по поводу градуса угла, под которым они перешли дорогу. В правилах ничего не сказано о том, что инспектор должен измерить транспортиром угол перехода улицы или сотрудник Госавтоинспекции должен определить угол на глаз… Так что ситуация по поводу угла довольно спорная. Да и вообще правила составлены так, чтобы их как аргументы в свою пользу употреблял только знающий человек. Поэтому если даже удастся доказать, что рядом не было ни одного надземного или подземного перехода, главное выдержать угол. В противном случае, штраф - 500 рублей.

    Трамвай - спереди, автобус - сзади

    Когда толпа пассажиров вываливает из автобуса или трамвая, она автоматически превращается в толпу пешеходов. По закону толпы народ идет туда, куда и все, забывая о том, как правильно переходить дорогу, чтобы не только не попасть под машину или трамвай, но и не нарваться на сотрудника Госавтоинспекции с пачкой протоколов. 

    Как дважды два дети знают, что трамвай обходят спереди, а автобус сзади. Нарушил - готовь 500 рублей. Но и тут не все так просто. Наши дороги так устроены, что иногда и автобус нужно обходить спереди, потому что зебра нарисована перед остановкой, а не после нее. Перейдешь сзади и будешь потом два часа доказывать, что написано в правилах. Итог один - 500 рублей.

    Взмах палочкой может обернуться неприятностями

    Несмотря на то, что в каждой автошколе курсанты изучают китайскую грамоту движений регулировщика, на практике понять, чего хочет инспектор, который судорожно машет жезлом на перекрестке, пропуская очередную мигалку, сложно даже опытному автомобилисту. Пешехода ритуальным танцам регулировщика никто не учит. Но, и от ответственности никто не освобождает. Понял - не понял, с чего бы это инспектор размахался, результат тот же - готовь кошелек.

    Такси!

    Обратите внимание, как люди ловят такси… Бывает, что народ прямо-таки бросается под колеса машины. А водители, желающие побомбить, могут резко свернуть с крайней левой на крайнюю правую полосу, подрезая при этом идущий сзади транспорт. А порой сбивая с ног и самих пешеходов, которые ловят такси. 

    По статистике ГИБДД МВД РФ, 4 процента всех происшествий, связанных с пешеходами, происходят в тех местах, где обычно останавливаются маршрутки или ловят такси.

    По правилам останавливать машину с шашечками пешеход может только на посадочной площадке, тротуаре или обочине. Выбегать на дорогу чревато наказанием в 500 рублей. 

    Воет сирена - отойди в сторону

    Сотрудники Госавтоинспекции, которых я опрашивала по поводу наказания пешеходов, не смогли припомнить хотя бы одного случая, когда бы им приходилось штрафовать нарушителей за то, что они создали помехи для проезда машин с включенными сиренами и проблесковыми маячками, или, попросту, с мигалками. Но если Госавтоинспекция не ведет статистики, сколько пешеходов не пропустили скорую или пожарных, то это не означает, что нарушитель может гулять спокойно. Раз на раз не приходится. И за это тоже можно схлопотать штраф.

    Наказание предусмотрено и за то, что пешеход вошел в зону, обозначенную знаком "Движение пешеходов запрещено": на знаке перечеркнут человек. Обычно такой запрещающий знак можно встретить на входе в тоннель. Это означает, что сюда можно въехать только на машине, а пешеходу придется идти в обход. Находились ли самоубийцы, желающие проскочить через тоннель, статистике неизвестно. Но штраф за это нарушение тоже никто не отменял.

    А эти уже по тысяче рублей

    Немногие пешеходы знают, что отправлять СМС посреди зебры или задуматься уже на дороге, стоит идти дальше в магазин или нужно вернуться обратно, также чревато наказанием. Этому в статье 12.30 пункт 1 КоАП есть свое название: "создание помехи на дороге". 

    Кстати, в Тайване власти всерьез задумались над тем, чтобы штрафовать пешеходов, которые не замечают на дороге ничего, кроме своего мобильного телефона. За игнорирование правил безопасности пешеходов предлагают штрафовать на 10 долларов. Судя по тому, что и российские пешеходы порой не могут оторваться на дороге от своих смартфонов, новый штраф и у нас не за горами. 

    Под категорию "создание помехи на дороге" можно подвести все, что угодно. Тысячу рублей придется заплатить, если выбежать, к примеру, наперерез машинам. Либо ловить все то же такси, создавая помехи движению транспорта. 

    В том случае, если по вине пешехода, который создает помехи на дороге, кто-то еще и пострадает, инспектора могут наложить на нарушителя штраф в размере от одной до полутора тысяч рублей.

    Ходьба в пьяном виде

    Абсолютно серьезно в России обсуждаются еще две инициативы, за что нужно штрафовать пешеходов. По примеру белорусских коллег Госавтоинспекция предлагает наказывать пешеходов, которые ходят в темное время суток без фликеров (маячков на одежде). 

    Такая практика уже распространена во многих странах Европы. К примеру, в Финляндии детская одежда и рюкзаки не поступят в продажу, если на них нет светоотражающих элементов. Пока что в России лишь рекомендовано в ночное время носить фликеры, особенно если пешеход идет по загородной дороге.

    Еще одна инициатива стражей порядка вызывает большие сомнения. Именно поэтому проект закона, который бы позволил полиции отправлять на медицинское освидетельствование пьяных пешеходов, до сих пор остался проектом. Далеко не все оценили идею заставить пешеходов "дуть в трубочку". Все прекрасно понимают, что пьяный пешеход на дороге ничем не лучше пьяного водителя, но если автомобилиста можно отлучить от руля, то что делать с пешеходом, который едва держится на ногах? Оштрафовать? Но за создание помех на дороге уже предусмотрено наказание, так что дублировать старую статью нет смысла.

    Поделиться