Жителя Первоуральска обязали оторвать обои

В Первоуральске судебные приставы поставили точку в долгоиграющей судебной истории об обоях. Два разбирательства и исполнительное производство свидетельствуют, что уральский бизнес научился находить адекватные ответы на выпады потребителей.

История началась год назад, когда первоуралец Вадим купил обои для ремонта своей квартиры. По его завершении взялся за фотоаппарат - запечатлел свежеоклеенный угол квартиры, где на рисунке виднелись неэстетичные разводы и пятна плесени. Фото приложил к иску о нарушении прав потребителя, потребовав взыскать с продавцаденьги за все рулоны обоев. Дорогостоящую экспертизу, которая установила бы причину появления разводов и плесени, он не заказывал (чаще всего плесень - результат протечек. - Прим. ред.).

Его оппонент - индивидуальный предприниматель - предпочел не дожидаться суда, сразу же добровольно выплатил компенсацию, около 5000 рублей. Выплатить-то выплатил, однако потребовал вернуть бракованный товар.

- Сдирать обои не буду! У меня новый потолок, плинтусы, весь ремонт насмарку, - категорически отказался Вадим.

Коса нашла на камень: предприниматель подал встречный иск с требованием вернуть все обои, аргументируя тем, что они являются вещественными доказательствами при составлении рекламации в адрес производителя. Фемида оказалась на стороне продавца. Как пояснили "РГ" в суде, по логике вещей потребитель, который только что доказал, что купленный товар был испорчен, должен только радоваться, что избавился от него. Суд обязал его вернуть обои "в том состоянии, в котором они находятся". Но Вадим упрямился, с некачественными обоями расставаться не желал, запросил разъяснение. Ему ответили, что нужно содрать все полосы со стен и отдать взыскателю.

- В службу судебных приставов поступил исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство, - рассказала "РГ" Ирина Тощева, главный специалист УФССП РФ по Свердловской области. - Пристав предупредил должника, что если в установленный законом срок тот не выполнит судебное решение, то распрощается не только с обоями, но и с суммой исполнительского сбора.

Не дожидаясь визита приставов с мастерками, первоуралец содрал обои, скатал в рулоны, отвез обратно в магазин и передал взыскателю под роспись в присутствии приставов.

- Ревнитель закона о правах потребителей мог бы избежать разорения своей квартиры, если бы внимательно прочитал инструкцию, которая вложена в каждый рулон. Там черным по белому написано: "Перед оклейкой размотайте и проверьте внешний вид обоев", - объясняет юрист Андрей Возчиков.

комментарий

Андрей Артемьев, президент Всероссийской лиги защитников потребителей:

- Если бизнесмен знает закон, то легко справится с потребительским экстремизмом в суде. Если не умеешь правильно защищаться, потребитель тут не при чем: на то и щука в пруду, чтоб карась не дремал. Да, в глазах закона у клиента всегда преимущество, потому что он по определению слабее компании. Но мне приходится раз за разом объяснять бизнесменам, почему они должны инструктировать клиентов обо всех свойствах товара и услуги.