Среди 24 игровых картин ММКФ уже есть фильмы, отмеченные на других конкурсных площадках, например, дебютная работа Владимира Бека "Без кожи”. Представляя свою картину, ученик Владимира Хотиненко озвучил бюджет ленты - 30 тысяч рублей, чем привел в неописуемый восторг и коллег, и журналистов, и зрителей. После пресс-конференции начинающий режиссер рассказал о своей картине, а также поделился секретом, как ему удалось снять ленту за такие смешные деньги.
Владимир Бек: Эта картина была сделана год назад, когда летом мы собрались с актерами и оператором, с которым к тому моменту мы сняли несколько короткометражек. Лента "Без кожи" задумывалась без особой претензии на полный метр, это высказывание, попытка понять, как делается кино. Сделана она в рамках определенной степени импровизации, у нас не было написанного сценария - была идея, были основные драматургические отправные точки: завязка, характеры героев, что самое важное, конфликты, кульминация и финал. И в рамках этих точек мы весь съемочный период, живя вместе, искали любовь, искали чувства, искали попытку их выразить. И все участвовали в создании сценария, как режиссеры, как авторы - что очень важно, я считаю, для этого фильма.
О чем же все-таки фильм?
Бек: Если совсем примитивно и коротко, то лента рассказывает о девушке и юноше, которые после случайного знакомства уединяются в мастерской и проводят в этом замкнутом пространстве несколько дней. Их отношения, чувства превращаются в бесконечную игру, в которой нет никаких ограничений. Эта история слишком интимна, и зрителю не всегда ясно, где смеяться, а где плакать. Я скорее из тех режиссеров, которые любят задавать вопросы, а не давать готовые ответы…
Вы отметили, что бюджет картины был небольшой.
Бек: Фатально небольшой.
Наверное, в создании картины принимали участие ваши друзья?
Бек: Да, это актер, главный герой, - Петр Скворцов, я с ним работал до этого, он естественно друг, с которым мы подружились на съемочной площадке. И Елизавету Рыжих я нашел в Школе-студии МХАТ, она как раз сейчас заканчивает обучение. Они согласились сниматься бесплатно, потому что весь бюджет ушел на еду, условно говоря. У нас не было и продюсера - это был акт свободы, потому что мы понимали, что такой возможности у нас может и не быть больше - впоследствии существовать без диктата продюсера.
Как-то советовались с Владимиром Хотиненко?
Бек: Нет, в процессе создания - нет. Поскольку этот фильм был неким поиском, то и советоваться мы не стали. Показали фильм Владимиру Ивановичу и Владимиру Алексеевичу Фенченко уже потом. Им картина понравилась, они даже по большому счету не стали ничего исправлять. Так что фильм сделан, скорее, под влиянием обучения в их мастерской, нежели под их чутким руководством.
Владимир, чего ждете от ММКФ?
Бек: Вы знаете, я очень хотел показать картину в Москве, это очень важно для меня. На таком фестивале, при таких хороших условиях показа - естественно, очень приятно показать. Я надеюсь, что кто-то ее увидит, кому-то она понравится. У нас до сих пор нет продюсера, а картину все-таки нужно заканчивать, она далеко не в идеальной версии. Звук и весь пост-продакшн требуют значительно большего количества денег, чем весь съемочный период, а этих денег у нас просто не было. Поэтому я надеюсь, что кому-то эта картина западет в душу, и мы сможем сотрудничать с каким-то продюсером в рамках этой картины или в дальнейшем.
На "Кинотавр" не позвали, или это было принципиальное решение - не ехать в Сочи?
Бек: Да, это было принципиальное решение. Изначально выбор был между кинофестивалем "Движение” и фестивалем в Сочи, и я понимал - на "Движении” есть больше вероятности, что картину заметят. На "Кинотавре" было большое количество картин моих знакомых и людей, которых я знаю и которые мне бесконечно нравятся, картин, которые кажутся местами даже более интересными и значительными, чем наша работа. "Движение” - это все-таки конкурс дебютных фильмов. Наш формат эксперимента укладывался в рамки программы, и получился прекрасный результат - Гран-при и приз за операторскую работу, за что я бесконечно благодарен жюри и организаторам фестиваля, которые решились взять картину в конкурс.
Какие ленты вызвали интерес на ММКФ? Наметили для себя, что посмотреть?
Бек: На несколько фильмов я бы очень хотел сходить. На "Еще один год” Оксаны Бычковой в первую очередь - мои однокурсники, которые были на "Кинотавре", рассказывали об этом фильме много хорошего. И, конечно, "Комбинат ”Надежда" - слышал про ленту очень много отзывов и удивлен, что ее не отметили на "Кинотавре". Некоторые из фильмов ММКФ были на фестивале ”Движение", поэтому их я уже видел, например, ”Поддубный" тоже участвовал в конкурсной программе.
Владимир, поделитесь дальнейшими творческими планами?
Бек: Сейчас мы делаем новый проект, идут съемки - ввиду чего я, вероятно, не смогу присутствовать на показе фильма "Без кожи" в Москве. Это следующий этап эксперимента, уже более сложный, с более солидным бюджетом, но все еще без продюсера, с меценатом, который вкладывается в идею фильма. Картина тоже о любви, как и все кино, наверное, которое сейчас делается. Но если в "Безкожи” мы пытались запечатлеть что-то в рамках двух людей, то новая лента - это, скорее, сравнительный анализ. Все происходит в детском лагере - отношения между детьми, между вожатыми, и это некое сопоставление, сравнение, как время влияет на людей, как меняется восприятие с течением лет.