По государственным стандартам это - именно колледж. Сам Олег Табаков это слово не употребляет. Предпочитает говорить - "школа". Не средняя и не общеобразовательная. Здесь - почти средневековый смысл. Та школа, где мастера передают секреты и делятся тайнами собственного опыта. Та, в которой знания передаются из уст в уста, а учителя заботливо пестуют не класс из тридцати ротозеев, а каждого ротозея в отдельности - заботливо и внимательно. Та Школа, из которой вырастет Студия, а потом и Театр. Знаменитая триада "художественников" обретает в здании на Чаплыгина свое зримое воплощение.
Это причудливая смесь актерского вуза и серьезного учебного заведения. Уроки сменяют перемены, каждые сорок пять минут звенит звонок, на стене - расписание занятий, где и естествознание, и алгебра, и русский язык. А еще - бесконечные репетиции, показы отрывков чуть ли не каждый месяц, бессонные ночи над ролью. Ученики, как школьники, списывают геометрию перед уроком. А потом, как студенты-актеры, обсуждают, где взять реквизит и до которого часа разрешат репетировать ночью. Как в серьезном худруке двух театров иногда проглядывает улыбающийся Матроскин, так и здесь под маской серьезности проскальзывает залихватская актерская удаль. "Серьезные" учителя только руками разводят - не до биологии, репетируют.
Самое интересное - в преображении детей. Смотришь на первокурсников - вчерашних школьников - и страшно становится: какие же из них актеры! Но вот ко второму курсу в глазах зажигается азарт, к третьему приходит уверенность, к четвертому - профессия. В этом году школу оканчивают восемнадцать студентов. Талантливы ли? Покажет время. Одно несомненно - профессионалы.
Да еще бы им не быть профессионалами! С ними работают педагоги, которые сделали бы честь любому театральному вузу. Олег Табаков фамилии перечисляет с гордостью: "Учу не только я, но и мои коллеги: Михаил Лобанов, Михаил Хомяков, Виталий Егоров и другие. Мне кажется, мы знаем, как этим делом заниматься. И делаем это, как говорится, по зову сердца." Другие - это Анна Гуляренко, Иван Шибанов, Владимир Краснов. На всех показах, экзаменах, прогонах, отрывках - Табаков в центре первого ряда. После - разбор полетов от мастера. Но даже в самых жестких отзывах - безграничная любовь худрука к каждому студенту. Внимание, которым они окружены, поразительно. Но и у Табакова далеко идущие планы на их счет. "Мне хочется, чтобы шел непрерывный процесс. Чтобы ученики из школы приходили в "подвальный театр". На них у меня надежда!".
Что это не пустые мечтания, легко убедиться, взглянув на афиши "Табакерки", что висят у метро. "Старший сын", "Год, когда я не родился", "Сверчок на печи" - на них, рядом с Табаковым, Теняковой, Сосновским - лица студентов колледжа. Что уж там - "Билокси-блюз", визитная карточка театра, теперь стала start-up’ом. Александр Марин вывел на сцену исключительно студентов - и спектакль зажил, задышал какой-то новой, свежей искренностью.
Есть и свои дипломные спектакли. Весь год четвертый курс играет в учебном театре (да, в колледже есть еще и свой учебный театр - и не каждый вуз может похвастаться таким залом) несколько названий. Можно купить билет, прийти и посмотреть спектакль. Все, как у взрослых - даром что до родной "Табакерки" меньше пяти минут пешком. Играют Рощина, Астафьева, Островского - тот материал, на котором можно учиться, расти, овладевать профессией. Каждый спектакль - одновременно и урок, дающий новые штрихи в овладении профессией.
Когда спрашиваешь Табакова - зачем же колледж, не рано ли - тот отвечает голосом, не терпящим возражений: "Актер должен начинать сызмальства. Девица Ермолова вышла на сцену в 16 лет. Чем раньше актер сумеет погрузиться в это ремесло, тем очевиднее его перспективы на этом поприще". "Табачата" погружаются в ремесло сразу - свободного времени в школе просто нет. Но отдыха вроде никто и не просит.
В этом году в Школе уже пятый набор. Мастера ездят по всем крупным провинциальным городам и отсматривают, ищут, пытаются отыскать талантливых детей. Тех, кто понравился педагогам, за счет школы везут в Москву. Тут уже Табаков смотрит сам. Из нескольких тысяч надо отобрать двадцать. Разумеется, бывают и неудачи. С теми, кто не оправдывает надежд, расстаются сразу и резко - право на профессию надо еще заслужить.
Так совпало, что пятый набор Школы совпадает с первым выпуском. Эти восемнадцать ребят - такие же, как все школьники мира - орут песни под гитару, влюбляются, ищут подработку, задумываются о том, есть ли жизнь после диплома. А еще - они играют спектакли, бегают на пробы в кино и обсуждают последнюю премьеру Богомолова. И у них впереди - прекрасное творческое будущее. Почему-то я в это верю.