07.07.2014 19:09
    Поделиться

    Участники: Грушинский фестиваль единым пока не стал

    41-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина в нынешнем году стал знаковым. Две конфликтующих поляны объединились на Мастрюковских озерах - там, где Грушинский проводился долгие годы, до того момента, пока не произошел раскол. Впрочем, по мнению одной из сторон, "склеить" фестиваль пока, увы, не удалось.

    Слияние "сверху"

    Желание закопать "топор войны" между двумя фестивалями, проходящими в одно и то же время на Мастрюковских озерах ("Платформа") и Федоровских лугах (официальный Грушинский фестиваль), прозвучало еще в прошлом году. Разделение пошло не на пользу ни зрителям, ни музыкантам, которых поставили перед выбором: какую - "новую" или "старую" Грушу выбрать. Кто-то отдал предпочтение одному фестивалю; другие нашли компромисс - выступив (или послушав выступающих) на одной поляне, переезжали на другую.

    Единым мог стать уже юбилейный, 40-й Грушинский фестиваль. В конце 2012 года на свет появился проект текста письма "О мире между фестивалями", в котором говорилось, что "отмена или запрет одного из фестивалей поставит крест на добром имени другого фестиваля". "Федоровская" сторона потребовала добавить в письмо пункт о том, что организаторы фестиваля "Платформа" признают приоритетное право Самарского областного клуба авторской песни имени Валерия Грушина на проведение Грушинских фестивалей. И обязуются не использовать в своих официальных документах и на сайтах попыток представить свой фестиваль правопреемником Грушинского. Подписывать такой документ "мастрюковцы" не стали. После этого инициаторами слияния двух полян выступили чиновники.

    В середине мая нынешнего года в Минкульте РФ прошло совещание, на котором объявили о создании автономной некоммерческой организации "Единый Грушинский фестиваль". Ее президентом избрали руководителя клуба авторской песни имени Грушина Бориса Кейльмана. При объединении должны были сохраниться все площадки как федоровской, так и мастрюковской полян; в худсовет единого мероприятия пообещали включить представителей обеих сторон. Однако итог представителей "Платформы", увы, не устроил.

    "О!стров" раздора

    Обстановка вокруг подготовки к Грушинскому фестивалю накалилась после того, как выяснилось, что в официальный список не вошли две сцены "Платформы" - патриотическая "Победа" и "О!стров" (объединивший несколько молодежных площадок). Первую в перечень вернули, объединив с "Бардами мира". Руководители "О!строва" собрали более 4400 подписей под петицией "Спасите единый Грушинский!", адресованную министру культуры РФ Владимиру Мединскому. В результате сцену установили на средства меценатов: официальной она так и не стала.

    По словам врио министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой, все это была "дискуссия творческих моментов", и вспоминать о спорах, которые были раньше, нет смысла.

    - Ни одна площадка не может сказать, что ее обидели. У всех одни и те же условия, возможности. Мы провели очень много переговоров, встреч, это было очень непросто. Но сейчас точка поставлена, - высказала свое мнение Рыбакова.

    Между тем, руководитель худсовета "Платформы" 2013 года, участник проекта "Песни нашего века" Дмитрий Богданов заявил, что единым фестиваль не стал:

    - Органы управления должны были формироваться на паритетных началах. Но в худсовете нет представителей "Платформы"; по сути, не было их и в оргкомитете. Единственное, что выполнено - более-менее сохранены наши площадки. У меня есть надежда, что глядя в глаза друг другу, мы все же начнем строить единый фестиваль. Лично я приехал сюда только за этим, хотя никакого приглашения от Грушинского клуба не получал.

    Корреспонденту "РГ" рассказали, что музыканты, выступавшие на площадках "Платформы", приехали либо за свой счет, либо при помощи спонсоров.

    - Я сам купил сюда билет. Мне сказали, что на фестивале я персона нон-грата, но я приехал - чтобы петь песни, а не воевать, - рассказал бард Андрей Козловский. - Разбирательства мне неинтересны. На Мастрюковские озера я езжу с 1986 года. Семь лет назад, когда раскололся фестиваль, я не ушел отсюда, с этого "напетого" места, от какого-то врага. У нас, у вологодских, такая привычка - если ты живешь на улице, будь ей верен, не покидай ее. Лежа, но останься. Но это не значит, что я предатель, изменник. Что же касается объединения, то оно - настоящее, реальное, конечно, возможно. Обидно просто, что второй такой возможности у нас может попросту не быть.

    С кем объединяться?

    На традиционной пресс-конференции перед началом фестиваля представители "федоровской" стороны высказались, что сторонам "делить нечего", а песня - это то, что объединяет людей. Известный бард Александр Городницкий высказал пожелание сделать Грушинский "самым ярким фестивалем русской культуры в мире". Олег Митяев рассказал, что из-за того, что на подготовку мероприятия было очень мало времени, а потому не удалось пригласить многих звезд: "Мы разговаривали с Бобом Диланом, Шарлем Азнавуром, Тамарой Гвердцители, группой "УмаТурман". Все они могут стать гостями следующего фестиваля".

    На Грушинском работало 13 концертных площадок (плюс неофициальный, 14-й "О!стров") - пять крупных эстрад и восемь проектных. Но не исключено, что в следующем году их будет меньше. По словам координатора концертных программ Анатолия Макарова, наблюдалась так называемая "инфляция зрительных залов", когда люди, увидев, что на какой-то из эстрад поет известный бард, не подходили его слушать, в надежде, что "захватят" его на какой-то другой сцене. "Нужно подумать, как сделать так, чтобы зрительные залы были более "плотными", энергетически накаченными", - считает Макаров.

    Впрочем, многие гости Грушинского считают, что много сцен - это отнюдь не плохо, ведь у зрителей есть выбор.

    - Честно говоря, я ехал сюда не за классической авторской песней. Но походив по сценам, я открыл для себя Екатерину Болдыреву, Ксению Полтеву, Романа Ланкина, Павла Фахртдинова. Нужно ли ограничивать количество эстрад, если у них есть свой зритель? - говорит Игорь Артемьев из Ульяновска.

    Удастся ли вернуть на Мастрюки дух "грушинского братства", покажет время. Пока же Борис Кейльман высказал такую точку зрения на происходящее:

    - Грушинский фестиваль приехал к себе домой, на родное место. Так что если говорить об объединении, то с кем? Разделения нет.

    Комментарии

    Тимур Ведерников, музыкант, певец, композитор:

    - Лично для меня все просто. Я в первый раз приехал на Грушинский фестиваль 25 лет назад, когда мне было 15 лет - участвовал в конкурсе, стал дипломантом. Тогда фестивалем руководил Борис Кейльман. Потом я приехал сюда намного позже, и тогда руководителем был Кейльман. У меня вызывает уважение, что человек положил на это всю свою жизнь. Я не хочу вдаваться в причины конфликта. Но если кто-то хочет сделать фестиваль лучше, делайте, возможно, на этом же месте, но в другое время. Не нужно делать это на чужом "багаже". При этом, я очень хорошо отношусь ко всем музыкантам, которые играли на "Платформе".

    Нам делить, на самом деле, нечего. Но после восьми лет, в течение которых люди говорили друг другу гадости вместо того, чтобы делать одно дело, им сложно начать новую жизнь вместе. Я очень надеюсь на то, что как только будут расставлены приоритеты, определится, кто главный (я надеюсь, на это хватит мудрости), все будет хорошо.

    Виктор Воронов, бард, руководитель сцены "Азия+":

    - Объединения нет - это были два разных фестиваля на одной поляне. Они никакого отношения друг к другу практически не имели, просто мы пересекались по хозяйственным вопросам. Мы хотели снова привезти "Норд-ост", авторы которого - знаменитые барды Иващенко и Васильев, нашли спонсоров на оплату проезда, проживания музыкантов. Но Грушинский клуб отказался. Мы привезли знаменитого балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского, легендарного классического гитариста, входящего в шорт-лист премии Грэмми Дмитрия Илларионова (он аккомпанировал своему другу, с циклом песен на стихи Серебряного века). Но это "неформат", неинтересный клубу.

    Разница между нами в том, что "Платформа" задумана и реализуется не как ярмарка артистов, а как фестиваль развития жанра авторской песни. У каждой нашей сцены есть ярко выраженное лицо, мы практически не пересекаемся - не по людям, а по подходу, тому, что будет звучать. Так, к примеру, Гриша Данской у нас будет петь то, что не будет петь на "О!строве", а на сцене "Междуречье" исполнит что-то третье. Человек показывается всеми своими гранями. Я очень надеюсь, что все же Грушинскому клубу не передадут монопольную власть, и идея паритетного объединения будет доведена до разумного компромисса. Если же будет монополия, боюсь, фестиваль, как традиция, просто затухнет.

    Справка "РГ"

    Грушинский фестиваль-2014 в цифрах:

    - на поляне, по предварительным данным, проживало более 30 тысяч человек.

    - в конкурсной программе заявились 236 исполнителей, 45 из которых прошли в третий тур. Восемь человек стали лауреатами, 11 - дипломантами фестиваля.

    - на 13-ти официальных сценах выступили более 170 авторов и исполнителей. Музыка звучала, в общей сложности, 400 часов.

    Поделиться