Такая ситуация сохраняется уже не первый год. По данным Евразийской экономической комиссии, импорт в Россию молока и сливок с 2011 по 2013 годы вырос с 25,9 до 41,1 тысячи тонн; пахты, йогуртов и кефиров - с 22,6 до 30,6 тысячи тонн. Поставки сливочного масла выросли за тот же период с 76,7 до 101,2 тысячи тонн; творога и сыров - с 290,5 до 329,2 тысячи тонн.
Последние данные таможенной статистики показывают, что в российской молочной отрасли баланс продолжает складываться не в пользу отечественных производителей. Объем импорта за январь - май 2014 года продолжил расти по большинству товарных категорий "молочки". "Возросли физические объемы закупок молока и сливок на 48,9 процента, молока и сливок сгущенных - на 27,1 процента, масла сливочного - на 26,2 процента", - приводятся данные внешней торговли (за исключением стран СНГ) в материалах Федеральной таможенной службы. В соседних государствах мы также стали покупать больше молока и сливок - на 16,6 процента.
Сократился только импорт сыров из близлежащих стран - на 29,6 процента. Но сокращение это, скорее всего, происходит только на бумаге, отмечают эксперты. Как ранее писала "РГ", недобросовестные поставщики сыра - в основном, украинские - в ответ на запреты российских санитарных служб наладили широкий канал контрабанды "псевдосыров" в Россию. Сырные продукты, производимые с использованием пальмового масла, оформляются на границе как товары, не относящиеся к категории молочных. А внутри страны продаются под видом сыров.
"Российские переработчики молока сейчас находятся в крайне затруднительном положении. В стране сложился дефицит сырого молока, и цены на него сейчас находятся на очень высоких уровнях. Высокие издержки переработчиков не дают им конкурировать с зарубежной продукцией. Импортеры везут по таким ценам, которые мы дать не можем", - объясняет суть проблемы представитель Национального союза производителей молока ("Союзмолоко") Мария Жебит.
Переработчики молока оказались в замкнутом круге. Чем больше импорта попадает на наш рынок, тем ниже им приходится сбивать цену на свою продукцию. Иностранные товары выигрывают в цене по разным причинам. В нынешнем году к этому списку прибавилась и проблема фальсификата.
Чтобы хоть как-то продавать свою продукцию, отечественным производителям "молочки" приходится снижать свои издержки. В основном за счет сырого молока. Переработчики "сбивают" цены на него, отказываясь покупать его у производителей выше определенных уровней. Последним приходится идти на уступки, так как срок годности сырого молока жестко ограничен. Когда цены падают слишком низко, фермеры начинают забой скота. И с ним сокращается производство сырого молока. Это приводит к еще большему дефициту на внутреннем рынке, росту цен и увеличению издержек переработчиков. Частично ситуацию спасает импорт сухого молока. Но это не панацея. В такой ситуации розничные цены в стране бурно растут, что делает рынок еще более привлекательным для импорта. И круг замыкается.
Рост розничных цен на "молочку" не так заметен летом, когда происходит основная торговля между фермерами и переработчиками. В июне розничные цены выросли всего на 0,4 процента (4,8 в годовом выражении). Но за год рост цен составил 20 процентов.
"Молочные цены в рознице всегда двигаются волнами. Нельзя сказать, что наплыв дешевого импорта - однозначное благо для потребителя, - рассуждает Жебит. - С углублением кризиса в отрасли увеличивается "высота" этих ценовых волн. Сначала импортеры теснят наших производителей, а в период роста цен поднимают и свои цены вместе с ними".